Стефан Стефанович Мокульский
7 августа
1896 г.
7 августа 1896 родился литературовед, театровед и театральный критик, педагог Стефан Стефанович Мокульский. Вопросы драматургии и сценографии, искусство режиссера и актёра, организация и управление театром и многое другое, что составляет сложную систему театрального процесса — все это входило в сферу профессиональных интересов ученого.
Стефан Стефанович родился в Тифлисе, детство и отрочество провел в Киеве, где и поступил на романо-германское отделение историко-филологического факультета Киевского университета. Уже в годы учебы, в 1916‒1917 гг., выходят его первые работы по лингвистике и общей истории культуры, а в 1918 году, после окончания университета, он начинает много писать о современном ему театре, выступая уже как театральный критик.

Разнообразие интересов молодого ученого проявилось с самого начала его творческой деятельности. Он был ученым, лектором, критиком, переводчиком, редактором, педагогом, одновременно работал над переводами немецких работ о театре Африки и Японии, французских и немецких книг по вопросам кинематографии, писал вступительные статьи к многочисленным изданиям, посвященным поэзии, кино, режиссуре, актерскому искусству, составлял никогда раньше не существовавшие программ по истории зарубежного театра.

После нескольких лет работы в Ялте и Симферополе, в 1923 году Мокульский приезжает в Ленинград. В эти годы в театральном отделе ленинградского Государственного института истории искусств наряду с крупными специалистами по истории русского театра сотрудничали сильнейшие филологи романо-германисты.

С. С. Мокульский.

В 1922 году, когда руководство театральным отделом перешло к А. А. Гвоздеву, он привлек к работе отдела А. И. Пиотровского, К. Н. Державина, И. И. Соллертинского, а в конце 1923 года и С. С. Мокульский. Именно эти молодые ученые заложили основу науки об истории зарубежного театра в советской России.

Критики грызут гранит театра. Шарж Н. Э. Радлова. 1934 г.

В верхнем ряду: Н.Э.Радлов, С.С.Мокульский. В среднем ряду: второй — И.И.Соллертинский, третий — А.И.Пиотровский. В нижнем ряду — А.А.Гвоздев.

Продолжая свои научные изыскания, Стефан Стефанович много сил отдавал преподаванию, читая курс зарубежной литературы в Ленинградском университете и в Педагогическом институте им. Герцена. При его непосредственном участии в 1939 году в Ленинградском театральном институте был организован Театроведческий факультет.
При всем многообразии научных интересов, Стефан Стефанович, как и большинство его коллег, конечно, много времени посвящал «любимым» и «близким» ему по духу темам — итальянскому искусству эпохи Возрождения, французскому — эпохи Просвещения. В 1924 году была опубликована первая статья Мокульского о Вольтере, а в 1926 выходит работа, посвященная творчеству К. Гольдони, положившая начало отечественной «гольдонистике». Ряд работ исследователя о Мольере, Ж. Расине, Н. Буало и П. Корнеле, об итальянской литературе XIII‒XVI веков и итальянской драматургии XVIII века, о литературе и театре французского классицизма стали основополагающими в практике изучения западноевропейского театра.
Благодаря стараниям ученого были изданы на русском языке сборники пьес Б. Брехта, К. Гоцци, Э. Ростана, Г. Гауптмана, Л. Пиранделло и многих других зарубежных драматургов.
Мокульский С.С. Мольер (1622-1673). Москва : Журнально-газетное об-ние, 1936. 366 с.
Мокульский С. С. О театре. Москва : Искусство, 1963. 543 с.
Мокульский С.С. Бомарше и его театр. Ленинград : Гос. академ. театр драмы, 1936. 86 с.
Мокульский С.С. История западноевропейского театра : в 2 т. Москва : Художественная литература, 1936–1939.
«Мокульский убежден, что все явления драматического театра могут быть раскрыты на основе анализа драматургии. Поэтому им соблюдается четкая методика: сперва обрисовывается историческая ситуация, потом идет анализ драматургии конкретного периода конкретной страны (причем во всей ее полноте, не упуская второстепенных авторов), далее следует подробный анализ сценического искусства (искусство актерское, архитектурно-декорационное, организация театров, взаимоотношения с государством и обществом). При этом Мокульский как представитель германовско-гвоздевской школы избегает литературоцентризма. Пьеса, с его точки зрения, не определяет эстетику спектакля. Сценическое искусство понимается как особый вид творчества».*

Максимов В. И. Из истории теории театра и науки о театре. Санкт-Петербург, 2014. С. 118.