премьера спектакля
«Тартюф»
10 августа
1919 г.
10 августа 1919 года труппой Эрмитажного Показательного театра в Гербовом зале Дворца искусств был представлен спектакль «Тартюф» Жана Батиста Мольера в постановке Виктора Романовича Раппапорта и оформлении Яна Владиславовича Гурецкого. За основу был взят стихотворный перевод Владимира Сергеевича Лихачева, который он осуществил в 1887 году.

Эскиз декорации к спектаклю «Тартюф» Петроградского Эрмитажного показательного театра. Художник Я.В. Гурецкий. 1919 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Спустя два месяца после открытия Эрмитажного Показательного театра «Тартюф» был готов к показу. Благодаря газете «Жизнь искусства», можно увидеть и прочитать программку спектакля с указанием фамилий актеров, которым посчастливилось играть премьеру:

г-жа Пернель — М. В. Ливанская;
Оргон, её сын — С. А. Малявин;
Дамис, сын Оргона — С. В. Жилинский;
Марианна, дочь Оргона — Д. Р. Николаева;
Валер, жених Марианны — Владимиров или В. Г. Форштедт;
Тартюф — Барвинский; г-н Лояль,
судебный пристав — В. П. Лачинов и др.*

Программы // Жизнь искусства. 1919. 09-10 авг. (№№ 211‒212). С. 4.

Однако на сцене Эрмитажного театра актерам играть так и не пришлось...

После революции 1917 года Зимний дворец был национализирован и переименован во Дворец искусств, а Придворный театр, по решению Отдела театра и зрелищ Народного комиссариата по просвещению, должен был давать представления для народа. Возрождать театр в послереволюционную эпоху был назначен Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Он стал художественным руководителем и главным режиссером театра. Мейерхольд собрал труппу из петроградских актеров, пригласил известных, но разноплановых режиссеров, подобрал репертуар, предполагая ставить классические произведения. Из-за протеста Археологической комиссии и администрации Эрмитажа, помещение театра не было допущено к открытию, так как представляло большую пожарную опасность.

«Гербовый зал Дворца искусств превращен в театр. В котором каждую субботу и воскресенье будут устраиваться спектакли труппою Эрмитажного театра. Субботники отданы т. т. красноармейцам и организациям бесплатно, а воскресные спектакли открыты для публики с платой 3 руб. за место».*

В. Р. Раппапорт. Шарж В. Казанцевой.

Хроника // Жизнь искусства. 1919. 24 июля (№ 197). С. 2.

Эрмитажный театр. 1910-е гг. Из фондов Государственного музея истории СПб.
Гербовый зал Эрмитажа. Из фондов ПДМП.
В день открытия «народного театра» 12 июля 1919 года была подготовлена комедия Ж. Б. Мольера «Лекарь поневоле» и представлена в Гербовом зале. Попытки открыть помещение театра для представлений не были успешными. В результате главный режиссер театра В. Э. Мейерхольд уехал в столицу, где продолжил свою творческую деятельность.

Эскиз просцениума к спектаклю «Тартюф» Петроградского Эрмитажного показательного театра. Художник Я.В. Гурецкий. 1919 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Современники не были уверены в успехе нового театра: давно известный и неоднократно ставившийся репертуар («Маги» А. В. Луначарского, «Генрих IV» У. Шекспира, «Саломея» О. Уайльда, «Чудо Св. Антония» М. Метерлинка, «Женитьба» и «Игроки» Н. В. Гоголя, «Лекарь поневоле» и «Тартюф» Ж. Б. Мольера), не мог заинтересовать зрителя, если только режиссеры Эрмитажного театра не предложили бы новую, интересную трактовку этих пьес.

Режиссерский состав, стиль творческих находок которых, был хорошо известен в Петрограде (В. Р. Раппапорт, С. Э. Радлов), не давал возможности критикам предполагать что-то новое и более интересное. «Но еще больше оснований для пессимистических предсказаний дает состав труппы Эрмитажного театра. Недостаточно сказать, что она не блещет именами. Вернее, нет ни одного имени от которого можно было бы чего-нибудь ждать», — писал Евгений Арс. *

Сомнения театральных критиков были обоснованы. Помещение театра так и оставалось недоступным для артистов и зрителей.
К тому же вышло постановление Петербургского Совета о сокращении на 50% количества всех петербургских театров из-за кризиса топлива...

Арс Е. «Замок на песке (Письмо в редакцию)» // Жизнь искусства. 1919. 14-15 июня (№№ 163-164). С. 2.

И уже 17 ноября 1919 на заседании Центротеатра было рассмотрено заявление местного комитета труппы бывшего Петербургского Эрмитажного Показательного театра о ликвидации этой труппы.