Владимир Платонович Кожич
9 августа
1896 г.
9 августа 1896 года родился один из замечательнейших ленинградских режиссеров — Владимир Платонович Кожич.
Большой талант сочетался в нем с бескорыстием в творчестве и трогательной верой в святость дружбы. В жизни образцом такой дружбы явились отношения со старшим братом — известным режиссером под псевдонимом Чужой, чей пример и привел Кожича в театр.

В 1917 году он мечтал поступить в МХТ, но набора в том году не было, и Кожич уехал в Кострому. Здесь неожиданно и осуществилась его мечта. В город приехал актер и режиссер 1-й студии Алексей Дмитриевич Попов с идеей организации студии по типу мхатовских. По первому слову Попова Кожич оставил Городской театр Костромы и осваивал программу 1-й студии.

Девиз основателя студии Сулержицкого — «увлекать и заражать зрителя идеями добра и красоты» — на всю жизнь определил его творческую позицию.

В 1931 году директор Красного театра В. Е. Вольф пригласил актера Кожича в Ленинград. На первой же репетиции дебютант показал 5 вариантов трактовки роли, продемонстрировав тем самым варианты решения спектакля.

В. П. Кожич. Из фондов Александринского театра.


Портрет В. П. Кожича. Художник Г. С. Верейский. 1950-е гг.

Из фондов СПбГМТМИ.

В 1935 году Владимира Платоновича Кожича вместе с Натальей Сергеевной Рашевской «командировали» в ТРАМ (Театр рабочей молодежи), поручив «поднять культуру» трамовского актера. Его спектакль «Начало жизни» (пьеса Л. Первомайского) был признан началом нового этапа театра, отметившего свое 10-летие.

Впрочем, для судьбы ТРАМа этот успех уже не имел значения. По окончании строительства нового здания Красного театра Госнардома ТРАМ влили в его поредевшую труппу. Так возник Театр им. Ленинского комсомола, ставший под началом Кожича самым интересным и своеобразным театром Ленинграда тех лет.

При этом Кожич не порывал связей с Госдрамой и главные свои спектакли осуществил на академической сцене.

«Лес», поставленный в 1936 году, получил признание наряду с легендарным спектаклем Мейерхольда 1924 год. «Живой труп» долгие годы считался недосягаемой вершиной. «Пучина» стала одним из самых значительных спектаклей пятидесятых годов, а островсковед В. А. Филиппов признавался, что после просмотра спектакля изменил свой взгляд на пьесу.


Е.П.Корчагина-Александровская — Улита, Б.А.Горин-Горяйнов — Счастливцев в спектакле «Лес» Ленинградского театра драма. Режиссер — В.П.Кожич. 1936 г. Из фондов Александринского театра.
М.К.Екатерининский — Петушков, Н.К.Симонов — Федя Протасов, Н.С.Рашевская — Лиза, А.А.Дубенский — Каренин в спектакле «Живой труп» Театра драмы им. А.С.Пушкина. Режиссеры: В.П.Кожич, А.Н.Даусон. 1950 г. Из фондов Александринского театра.
А.Я.Козлова — Дарья Ивановна, А.Г.Лисянская — Глафира Пудовна, В.А.Медведев — Погуляев в спектакле «Пучина» Театра . драмы им. А.С.Пушкина. Режиссеры: В.П.Кожич, А.Н.Даусон. 1955 г. Из фондов Александринского театра.
Актеры утверждали, что в Кожиче было что-то «колдовское», какой-то «творческий опиум». Он увлекал и вел за собой. Был бережен к исполнителям, деликатно сообщая им свои замечания.

Н. Симонов, В. Честноков, О. Лебзак, Ю. Толубеев, А. Борисов, Н. Ольхина, В. Стржельчик — он мысленно «примерял» на них роли, исходя из их индивидуальностей и находя для них новые неожиданные краски.

Но любимым его артистом был Б. А. Горин-Горяинов. Прославленный комик утверждал, что Кожич — единственный режиссёр, способный его удивить и предложить такую трактовку роли, которая ему не приходила в голову.

Кожич умер 9 января 1955 года, не увидев на сцене своего последнего и лучшего спектакля «Пучина». К счастью, у нас такая возможность есть: четыре его спектакля («Пучина», «Живой труп», «Лес» и «Горячее сердце») были записаны ленинградским телевидением и доступны для просмотра в интернете.


Шарж. В. П. Кожич на репетиции спектакля «Живой труп». Художник М. С. Полярный. 1952 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Лес : однодневная газета Ленинградского государственного академического театра драмы. — Ленинград, 1936