премьера спектакля «бригадир»
19 августа
1772 г.
«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор,
чего не знаешь».
— Д. И. фонвизин —
19 августа 1772 года в Царскосельском дворце «госпожами фрейлинами и господами кавалерами» для знатной публики впервые была представлена комедия Д. И. Фонвизина «Бригадир».

Д.И. Фонвизин. Художник С. Бондар. Из фондов ГМИ СПб.

Спектакль показали в комнате под названием «Первая антикамера» (передняя), где еще в 1765 году устроили маленький театр для Высочайшего присутствия.

В конце XVIII века «Бригадир» в постановке труппы Российского театра шел на сценах Каменного и Деревянного театров Петербурга. Главные роли исполняли известные актеры Гавриил Волков (Бригадир), Марья Волкова (Бригадирша), Иван Соколов (Советник), Иван Петров (Иван). «Драматический словарь» 1787 года назвал комедию Фонвизина «нравящеюся публике» и «невыходящею изо вкуса», она «часто представлялась на театрах, как в Санктпетербурге, так и в Москве, завсегда к отменному удовольствию зрителей».

Театральная судьба комедии началась задолго до ее первой постановки — с авторского чтения пьесы для друзей и знакомых. В 1769 году драматург читал «Бригадира» в Петергофе перед самой Екатериной II, получив от нее «Всемилостивейшее приветствие», затем перед графом Н. И. Паниным и его воспитанником цесаревичем Павлом Петровичем, в домах знатных особ, и повсюду комедию принимали благосклонно.

Д. И. Фонвизин читает комедию «Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля.
Екатерина II слушает чтение Д.И. Фонвизиным «Бригадира» в Петергофе в 1766 году. Силуэт. С гравюры П. Бореля. Из фондов Литературного музея ИРЛИ РАН.
В журнале «Пустомеля» за 1770 год Фонвизина оценили выше Ж.-Б. Мольера: пьеса «столько по справедливости разумными и знающими людьми похваляема, что лучшего и Мольер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал».
Вчерашний скромный молодой человек, известный только как переводчик «Альзиры» Вольтера, сразу стал знаменитостью, а «Бригадира» назвали первой в русской литературе «комедией нравов».

«Бригадирша Ваша всем родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку или тетушку, или какую-нибудь свойственницу... Я удивляюсь Вашему искусству, как Вы, заставляя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали, однако, роль ее столь интересной, что все хочется ее слушать», — восторженно писал драматургу граф Николай Иванович Панин.*

«Умение заставить людей, неинтересных и ничтожных самих по себе, играть "интересную роль", т. е. быть забавными , занимательными, вызывать смех. Фонвизин первый у нас овладел секретом такого смеха, за которым чувствуется едкость обличения предрассудков и неправильных воззрений».*

Из фондов СПбГТБ.

Цит. по: Батюшков Ф. Фон-Визин // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1899/1900. Приложение. Кн. 3. С. 2.

Батюшков Ф. Фон-Визин // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1899/1900. Приложение. Кн. 3. С. 2.

Батюшков Ф. Фон-Визин // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1899/1900. Приложение. Кн. 3. С. 1-9.