Мария Андреевна Ведринская
20 августа
1877 г.
20 августа 1877 года в Харькове в купеческой семье родилась будущая актриса — Мария Андреевна Ведринская.

М. А. Ведринская. Из фондов Александринского театра.

Артистические наклонности Марии Андреевны проявлялись с детства. Отец отвел Марию на спектакль «Коварство и любовь», в котором в роли Луизы была занята гастролирующая в Харькове Вера Федоровна Комиссаржевская. Игра актрисы произвела сильнейшее впечатление на девочку и определила ее судьбу.

Именно Комиссаржевская, рекомендовала красивую провинциальную девушку, приехавшую в 1901 году покорять столицу Николаю Александровичу Попову. Известный режиссер и драматург, художественный руководитель Василеостровского народного театра и, впоследствии, первый муж Марии Андреевны, занял ее в роли Коломбины в спектакле «Пьеро плачущий и Пьеро смеющийся». Вскоре она «утвердилась» в ролях молодых лирических героинь.

А уже через три года, в 1904, Вера Федоровна позвала талантливую молодую актрису в только что открытый ею театр. Ведринской единственной было доверено заменять Веру Федоровну в чеховском «Дяде Ване» и в спектакле «На пути в Сион» по пьесе еврейского драматурга Шолома Аша.
В 1906 году директор Императорских театров В. А. Теляковский пригласил Марию Андреевну в труппу Александринского театра, где она прослужила до 1923 года. Впервые актриса вышла на прославленного сцену 16 сентября 1906 в спектакле «Перчатка», исполнив роль Свавы.
М. А. Ведринская в роли Липочки в спектакле «Жулик» Александринского театра. 1911 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
М. А. Ведринская в роли Ани в спектакле «Вишневый сад» Александринского театра. 1908 г.
М. А. Ведринская в роли Лики в спектакле «Тихая пристань» Александринского театра. 1909 г. Из фондов СПбГМТМИ.
М. А. Ведринская в роли Норы в спектакле «Кукольный дом» Александринского театра. 1914 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Затем последовали Клара Шпор в «Вечной любови», Елены в «Стенах», Виви в «Доходах миссис Уоррен»... Она сыграла практически весь чеховский репертуар в театре: Аня в «Вишневом саде» (1908), Соня в «Дяде Ване» (1909), Саша в «Иванове» (1909).
Пришедший ставить в Александринский театр Всеволод Мейерхольд сразу приобщил Марию Андреевну к работе в своих спектаклях.
Составляя с Ю. Озаровским докладную записку о реформе труппы, он назвал ее единственную на первые роли ingenue dramatique, предполагал поручить ей Елизавету Валуа в «Доне Карлосе», Ирину в «Трех сестрах», героиню новой пьесы С.А. Найденова.*

«Общее впечатление от игры Ведринской — самое благоприятное для артистки: бесконечно-трудную роль Изольды она провела чутко и изящно, без всякой аффекции; образ, сотканный ее игрою, полон глубокого интереса, но Изольда Гардта должна быть еще мягче, еще женственнее, потому, что женщина вытесняет в ней героиню; Ведринская же, может быть, умышленно изобразила Изольду скованной и холодной, как мраморное изваянье», — писал в своей статье Б. Бразоль об игре актрисы в спектакле Мейерхольда «Шут Тантрис».*

А как партнеры Ведринская и Мейерхольд встретятся на сцене в 1910 году в чеховских «Трех сестрах» (Ведринская — Ирина, Мейерхольд — Тузебах).

М. А. Ведринская

Бразоль Б. Александринский театр // Театр и искусство. 1910. №11 (14 марта). С. 232.

см.: Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. Москва, 1978. С. 28, 24, 25.

Стремясь стать актрисой нового, синтетического театра, Ведринская стала усиленно заниматься пением и пластикой, брала уроки балета. Откликаясь на новую постановку Александринского театра «Кукольный дом», ее работу высоко оценила критика, отметив новые грани дарования актрисы: «Г-жа Ведринская с честью вышла из бесконечно трудного испытания. Было интересно следить за ее игрой, за той поразительно тонкой сетью внутренних переживаний, из которых сплетена вся роль; было отрадно убеждаться, что вся проделанная артисткой громадная работа над каждым словом и жестом приводит ее к желаемому результату, а что особенно важно, в итоге создается вполне самостоятельный образ Норы».*

Старк Э. А. Обзор сезона 1913–1914 гг. С.-Петербургского Александринского театра // Ежегодник Императорских Театров. 1914. Вып. 5. C. 147.

М.А.Ведринская, А.П. Хованский, Ю.М. Юрьев, М.И. Бриан, М.П. Тагианосова, Я.О. Малютин, Г.И. Горелов в концертном исполнении спектакля «Маскарад». начало 1920-х гг. Фото из личного архива Н. Г. Панковой. Источник — архив Александринского театра.
В 1923 году, после конфликта с возглавившим к тому времени театр Ю. М. Юрьевым, ей посоветовали устроиться на целый сезон в рижский Русский театр драмы. Она часто выезжала на гастроли в Париж, Белград, Берлин. В 1944 году Ведринская покинула Латвию, переехав в Чехословакию, затем оказалась в Германии, где провела последние годы жизни.