Александр Рафаилович Кугель
25 августа
1864 г.
25 августа 1864 года родился выдающийся театральный критик и журналист, редактор популярнейшего журнала «Театр и искусство», один из создателей театра «Кривое зеркало» — Александр Рафаилович Кугель.
Александр Рафаилович родился в белорусском городке Мозырь. В 1882 году он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Еще в студенческие годы он начал писать в газетах Елисаветграда «Новости» и «Днепр», а позже в петербургских изданиях: «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Петербургская газета».

В основном это были небольшие репортажи, статьи и фельетоны на темы современной жизни и столичного быта. Журналистская деятельность настолько сильно захватила Александра Кугеля, что он навсегда отказался от юридической работы.

В 1892 году в газете «Театральный мирок» о талантливом молодом публицисте писали, что его ждет блестящее будущее: «Изящный слог, всегда интересная постановка вопроса, тонкий анализ, умение схватить "интерес минуты", — все это создавало "хроникам" и "фельетонам" г. Кугеля весьма значительный круг читателей и поклонников».*

А. Р. Кугель.

Из фондов «Объединенного музея писателей Урала»

А. Р. Кугель (к портрету) // Театральный мирок. 1892. № 15. С. 2

Обложка журнала.1914. № 12 (23 марта)

Со временем интерес и любовь к театру привели Александра Кугеля к желанию писать о нем. Его уже не удовлетворяла работа простого журналиста или театрального хроникера.

Стремление к независимости и профессиональной свободе определили его идею о создании собственного издания. Таким образом, в 1897 году совместно со своей женой и талантливой актрисой Зинаидой Васильевной Холмской он открыл журнал «Театр и искусство», который выходил более двадцати лет. В своих воспоминаниях А. Кугель писал: «Я старался и стремился сделать "Театр и искусство" актерским журналом и моей гордостью было то, что актеры его называли "Наш журнал"».*

Уделяя большое внимание практическим вопросам театра и театральному быту журнал «стал рупором русской актерской громады», — отмечал театровед М. О. Янковский.*

Действительно, на его страницах отражалась театральная жизнь всей страны. Ни в одном периодическом издании до этого в таком объеме не сообщалось о событиях провинциальной сцены. В небольших заметках можно было узнать о составе трупп, их репертуаре и, конечно же, о быте артистов.
Кугель А. Р. Листья с дерева. Ленинград, 1926. С. 114–115.
Янковский, М. Александр Кугель // Театральные портреты. Ленинград, 1967. С. 16.
Как отмечал Александр Рафаилович, именно это направление журнала «создало ему популярность и авторитет среди провинциального актерства».* По воспоминаниям его брата, И. Р. Кугеля, «Театр и искусство» «поднял легковесную рецензию газетного толка на высоту серьезного критического анализа пьесы и исполнения, давая теоретические установки, проводя со страстностью свои собственные взгляды на искусство театра, на взаимоотношения между драматургом и сценой, между режиссером и актером».*
Кугель А. Р. Листья с дерева. Ленинград, 1926. С. 200.
Кугель, И. Из воспоминаний об А. Р. Кугеле // Искусство и жизнь. 1938. № 9. С. 40.
Гаевский, В. Комментарии к избранным текстам Кугеля // Театр. 2003. № 3. С. 97.
«Театр и искусство». 1905. №33 (14 авг.). С. 525.
«Театр и искусство». 1906. №18 (30 апр.). С. 286.
«Театр и искусство» просуществовал до 1918 года, прочно зарекомендовав себя как «профессиональный театральный журнал»*.
Журнал «Театр и искусство». 1897–1918 гг.

З. В. Холмская.

Из фондов ГМИ СПб.

Одним из «значительнейших дел»* своей жизни Александр Кугель считал открытие театра «Кривое зеркало», которое состоялось в 1908 году. Идея создания принадлежала его жене.

Вместе они мечтали о совершенном новом типе театра, отличавшемся от других индивидуальностью и свободой от рутины. Основными направлениями в его работе создатели сделали сатиру и пародию. Александр Рафаилович был художественным руководителем театра и принимал активное участие в репетициях как второй режиссер. Увлекающийся и темпераментный Кугель нередко мог прервать репетицию, если ему что-то не нравилось в игре актеров, или если был чем-то раздражен, то сломать свою трость и вступить в спор с режиссером.

По воспоминания Г. К. Крыжицкого, Кугель постоянно вторгался в постановочную работу: «режиссероненавистник, сам он являл собою фигуру неистового режиссера-деспота»*.

Всем было известно отношение Александра Рафаиловича к этой профессии. По его мнению, успех спектакля не зависел от качеств режиссера. В этом его поддерживала и Холмская: «пьесы и крепкий, дружный ансамбль — вот что имело решающее значение для нашего театра»*.
В труппе театра работали замечательные талантливые актеры: Л. А. Фенин, А. П. Лось, С. И.  Антимонов, Л. Н. Копьев, В. А. Лепко, М. Г. Яроцкая, Е. А. Хованская,Барабанов, выступавший под псевдонимом Икар и многие другие.
Кугель, А. Р. Листья с дерева. Ленинград, 1926. С. 195.
Крыжицкий, Г. Лаборатория смеха (театр «Кривое зеркало») // Дороги театральные. Москва, 1976. С. 234.
Холмская, З. Театр «Кривое зеркало» (из мемуаров) // Театр. 1994. № 5. С. 7.
За время работы «Кривого зеркала» были испробованы различные жанры. Кроме пародий и скетчей, ставили монодрамы, инсценировки, сатирические комедии и пантомимы. Спектакли всегда отличались «отменным вкусом», в них не было «пустого смехачества» и пользовались популярностью у зрителей.*

Кугель умер в 1928 году, а театр еще продолжал работать около трех лет. Однако, как отмечали современники, без идейного вдохновителя «Кривое зеркало» из театра пародий превратился в обычный театр миниатюр, а именно этого больше всего боялся Александр Рафаилович.

Всю свою жизнь Кугель жил интересами театра, любовью к нему и актерам. При невероятной работоспособности и выносливости он совмещал руководство театром и режиссерскую работу с публицистической деятельностью. Его литературные труды имели большой успех.

Шарж на А. Р. Кугеля. 1914 г.

Художник П. П. Иванов.

Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Поляков, В. С. Кугель и «Кривое зеркало» // Товарищ смех. Москва, 1976. С. 46.
В 1920-е годы вышли сборники: «Утверждение театра» (1922), «Театральные портреты» и «Литературные воспоминания» (1923), «Тени театра» и «Листья с дерева» (1926), небольшие монографии об актерах Н. Ф. Монахове, Ю. Ю. Юрьеве, В. И. Качалове и П. Н. Орленеве. Он писал и вспоминал об актерах, о драматургах и режиссерах, о своих коллегах, размышлял о прошлом и современном театре.
Кугель, А. Р. Листья с дерева : воспоминания [1896-1908 гг.] / А. Р. Кугель (Homo Novus). Ленинград : Время, 1926. 212 с.