Борис Андреевич Бабочкин
18 января
1904 г.
18 января 1904 года родился талантливый режиссер и педагог и, главное, удивительно многогранный актер Борис Андреевич Бабочкин.

Б. А. Бабочкин. 1930-е гг. Из фондов Александринского театра.

Многим он запомнился легендарным Чапаевом. Но до этой звездной роли был длинный путь...

Борис с ранних лет влюбился в сцену: мать, Анна Маркеловна, увлекалась театром. Борис вместе со старшим братом Виталием любил часами разглядывать коллекцию фотографий знаменитых провинциальных актеров, которую собрала мама.

Первое выступление Бориса на сцене состоялось благодаря отцу, служившему в железнодорожном ведомстве г. Саратова. Путейцы решили устроить большой новогодний праздник с концертом, в котором были задействованы члены семей железнодорожников. Семья Бабочкиных вывела на сцену сразу двух исполнителей, прочитавших зрителям стихи Некрасова: четырехлетнего Бориса и его старшего брата Виталия.

Но связать свою жизнь с театром Бабочкин смог только после Гражданской войны. Вернувшись к мирной жизни, он поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре.
В 1920 году он решается ехать поступать в столицу и с рекомендательным письмом к Немировичу-Данченко приезжает в Москву. Талантливого молодого человека принимают сразу в две театральные школы— в студию М. А. Чехова и в Государственную студию «Молодые мастера», где он начинает учиться у И. Н. Певцова. Закончив учебу, он с 1921 по 1931 г. сменил несколько периферийных коллективов, работал в театрах Москвы и Ленинграда.

Одна из первых ролей, которую артист сыграл в Ленинградском театре драмы, куда он был принят в 1931 году, была роль Чацкого в спектакле по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума», поставленном Николаем Васильевичем Петровым к столетию Александринского театра.

Спектакль этот был принят очень по-разному. Но самые горячие споры вызвал исполнитель главной роли! Все Чацкие Александринской сцены — В. А. Каратыгин, А. М. Максимов, П. И. Григорьев, В. П. Далматов, И. И. Монахов, Ю. М. Юрьев, — были представителями традиционной академической школы. И вот на сцене Чацкий Бориса Бабочкина, ученика Михаила Чехова, Иллариона Певцова, восхищавшегося и Станиславским и Мейерхольдом!

Б. А. Бабочкин в роли Чацкого в спектакле «Горе от ума» Ленинградского театра драмы. 1932 г. Из фондов Александринского театра.

«Роль Чацкого я решил поручить молодому актеру Борису Бабочкину, который незадолго до того поступил к нам в театр. Меня увлекла мысль раскрыть образ Чацкого не в традиционной трактовке, а несколько двинув вперед жизнь этого образа, вскрыв в нем тенденции революционных демократов. Лучшего исполнителя для такого решения образа Чацкого, чем Бабочкин, я не видел, и стал убеждать Бориса Андреевича взять эту роль. Не сразу он дал свое согласие, <…> но, согласившись, вложил много энергии и творческого труда в свою работу и смело утвердил новое решение образа Чацкого», — писал Н. В. Петров.*
Б. А. Бабочкин в роли Курта Вальдена в спектакле «Суд» Ленинградского театра драмы. 1933 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Бабочкин в роли Царевича Алексея в спектакле «Петр Первый» Ленинградского театра драмы. 1935 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Бабочкин в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» Ленинградского театра драмы. 1933 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Бабочкин в роли Эллери Джонса в спектакле «Вершины счастья» Ленинградского театра драмы. 1934 г. Из фондов Александринского театра.
Петров Н. В. 50 и 500. Москва, 1960. С. 334.
До Чапаева оставалось еще два года....

На прославленной сцене Александринского театра артист воплотил образы Белогубова (1933) , Самозванца (1934), царевича Алексея (1935), Хлестакова (1936) и др., каждый раз внутренне перевоплощаясь и чисто внешне меняясь до неузнаваемости. В 1936 г. Бабочкин дебютировал на Малой сцене театра драмы как режиссер.

Такова актерская судьба: от роли Молчалина к Самозванцу, от Хлестакова к Ленину, от Достигаева к секретарю ЦК КПб, от нового прочтения образа Чацкого к новому прочтению образа Чапаева!

Кадр из фильма «Чапаев». 1934 г.

И именно за этот, ставший легендой мирового кинематографа героический образ, в 1935 году Борис Андреевич Бабочкин был удостоен звания народного артиста республики, минуя «заслуженного».

премьера оперы
«Вампука, невеста африканская»
18 января
1909 г.
18 января 1909 г. на сцене Театра «Кривое зеркало» состоялась премьера комической оперы В. Г. Эренберга на либретто М. Н. Волконского (Манценилова) «Вампука, невеста африканская» в постановке режиссера Р. А. Унгерна.
Программка театра 1910 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Программка театра 1911 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Программка театра 1913 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Самый большой успех у театра «Кривое зеркало» имел спектакль, название которого, «Вампука», с тех пор стало нарицательным: им обозначают театральные несуразицы, неестественность, напыщенность, ложную красивость, штампы. Появились даже слова-термины «вампукисто», «вампучить».
«Я не знаю другого случая,— вспоминал Евреинов, — когда пустяшная на вид пародия-шутка возымела бы в истории сатирического искусства такое поистине неотразимое влияние и привела бы в конце концов к столь значительным результатам, как изменение оперного стиля с провозглашением отличных от прежних идеалов музыки, либретто, постановки, игры и манеры вокала исполнителей».*

В основу пародии на «все оперные нелепости» лег фельетон в стихах драматурга и автора исторических романов князя Михаила Николаевича Волконского, который был опубликован в газете «Новое время» под псевдонимом Манценилов. Музыка Владимира Георгиевича Эренберга пародировала известные итальянские и французские оперы. Театральный текст отличался от печатного, многократным повторением фраз, вплоть до полнейшей бессмыслицы. Неизбежные оперные условности доводились, в постановке режиссера Рудольфа Александровича Унгера, до предельной нелепости.

Этикетка конфет «Вампука». Из фондов Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына.

Цит. по: Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. Москва, 2005. С. 71
На сцене изображалась африканская пустыня с несколькими пальмами, а посередине стоял обитый красным плюшем диван, на котором африканская красавица Вампука (Е. П. де Горн) и ее возлюбленный Меринос (Е. И. Егоров) исполняли дуэт: «За нами погоня, бежим — спешим!». Потом они медленно уходили, приветствуя публику и улыбаясь ей. Лев Александрович Фенин, игравший царя эфиопов Строфокамила (что по-гречески означает «страус»), создавал пародийно-величественный образ. Так как было жарко, царь обмахивался платком, достав его из своего коричневого трико.
Артисты спектакля «Вампука, невеста африканская»
Артисты спектакля «Вампука, невеста африканская»
Приговоренный к смерти, удобно устроив голову на плахе, он исполнял длиннейшую арию «Лишаюсь сил, лишаюсь сил, сейчас умрет Страфокамил», время от времени отводя руку палача с заносимой им секирой. Артист в роли стражника-эфиопа пародировал унылого, не выспавшегося статиста с криво подвязанной бородой. Он мирно дремал и только когда в оркестре раздавались резкие удары барабана, просыпался, вздрагивал и ронял от неожиданности копье. В роли жреца на премьерном спектакле вышел сам основатель театра А. Р. Кугель.
Артисты спектакля «Вампука, невеста африканская»
Авторы сомневались в успехе. Эренберг дирижировал, на случай провала, в парике и с приклеенной бородой, дабы не быть узнанным. Но постановка произвела фурор. В первый год «Вампука» прошла 100 раз, в 1911— уже 300. Спектакль выдержал более 1000 представлений. Представление было столь популярным ,что были выпущены даже конфеты «Вампука»!