Константин Алексеевич коровин
5 декабря
1861 г.

5 декабря 1861 года в московском особняке деда, богатого купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина родился будущий талантливый живописец Константин Алексеевич Коровин.

После кончины деда семейство его сына, Алексея Михайловича Коровина, переехало в подмосковную деревню Большие Мытищи. Костя был счастлив, всё в деревне наполняло его радостью и восторгом: «Все, окружающее меня: двор, деревенские бани, лес — все наполнялось различными призраками. Такое фантастическое направление моего детского ума приучило меня смотреть на природу как на что-то одушевленное и, может быть, было первым важным зародышем моих художественных стремлений».*

С детских лет Константин был всеобщим баловнем, чаще всего его любовно называли Костенькой. Его нельзя было не любить, ибо он был «восхитительно талантлив», строен, красив, с очаровательной улыбкой, всегда изящно, со вкусом одет. Всё ему удавалось легко, естественно, самой собой. Многогранность натуры Коровина поражала современников. Начав учиться на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Коровин позже показал себя блистательным живописцем.

Когда ему предложили оформлять театральные постановки, он всех удивил феерическим мастерством театрального декоратора.

Портрет К. А. Коровина. 1891 г. Художник В. А. Серов. Из фондов Государственной Третьяковской галереи.


К. А. Коровин.

Обладатель красивого бархатного баритона и удивительной музыкальности, Коровин мог бы стать певцом.

Драматическая актриса и педагог Надежда Ивановна Комаровская вспоминала: «Одним из любимых увлечений Коровина были традиционные концерты на Большом канале… Звенят гитары, один за другим выступают лучшие певцы Венеции… Припев полюбившейся песни подхватывается сотнями голосов. Красивый баритон Коровина выделяется из общего хора не только силою звука, но и фантастическим произношением незнакомого текста. Тем не менее, Коровину горячо аплодируют ближайшие соседи по гондолам и певцы. "Bella voce", — поощрительно кричат в его адрес».*

И актером Константин Алексеевич мог стать с легкостью, и чтецом, и рассказчиком. Об этом с восхищением писали не только его друзья, но вечный соперник по театрально-декорационному цеху Александр Головин. «Но Константин Коровин стал художником, и именно в живопись вложил весь свой артистизм, искрометность, легкость и очарование своей натуры».*
Коровин К. А. Константин Коровин: жизнь и творчество. Москва, 1963. С. 135.
Комаровская Н. И. О Константине Коровине. Ленинград, 1961. С. 96.
Ненарокомова И. Константин Коровин. Москва, 1997. С. 8.

Параллельно занимаясь живописью, Коровин начал оформлять спектакли Абрамцевского художественного кружка и Частной оперы Мамонтова. Увлечение сценографией несколько тревожило учителя Коровина, Василия Дмитриевича Поленова, хотя тот и сам оформлял оперные спектакли у Мамонтова. Однако тревога была напрасной, ибо живопись и сценография взаимно обогащали друг друга в творчестве Константина Алексеевича.

Эскиз декорации к спектаклю «Дон Паскуале» Московской частной русской оперы (Опера Мамонтова). 1880-е гг. Художник К. А. Коровин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю «Виндзорские проказницы» Московской частной русской оперы (Опера Мамонтова). 1888 г. Художники: К. А. Коровин, М. А. Врубель. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации к спектаклю «Снегурочка» Московской частной русской оперы (Опера Мамонтова). 1880-е гг. Художник К. А. Коровин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

«Достигнутая Коровиным в станковой живописи свобода цвета, возможность выражать этим цветом то или иное чувство открывали перед ним как перед живописцем огромные возможности для реализации того или иного музыкального образа. И именно Коровин своими декорациями в Частной опере девяностых годов кладет начало свободной интерпретации художником музыкального произведения».*

Молева Н. Жизнь и творчество // Коровин, К. А. Константин Коровин : жизнь и творчество. Москва, 1963. С. 84.

Эскиз мужского костюма к балету «Дон Кихот» Императорского Большого театра (Москова). 1900 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Работу над оформлением спектаклей Коровин начинал с небольших этюдов-эскизов, которые выглядели как импровизация цветом. При дальнейшей работе над декорацией цветовой строй не менялся. Этот обобщенный эмоциональный образ отвечал условности театрального действия, превращая спектакль в великолепное зрелище.

В 1900-м году Константин Коровин (вместе с А. Я. Головиным и Н. В. Досекиным), по приглашению директора Московской конторы Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского, был зачислен в штат.

«При первых же моих оперных и балетных постановках на меня полились, как из ушата, помои в расчете на поддержку "общественного мнения". Газеты хором неиствовали… А в театре лица артистов были унылы. Малый театр волновался, балетные рвали на себе новые туники. Не нравились "декадентские" костюмы. Плакали, падали в обморок».*

К тому времени, однако, Большой театр совершенно растерял своего зрителя, и Коровин, начав свои «декадентские» эксперименты, вернул зрителя в театр. Ему сразу было поручено оформление оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» и балета Л. Минкуса «Дон Кихот». К сожалению, в мае 1914 года в депо декораций при Малом театре случился пожар, в результате которого почти весь гигантский труд Коровина с 1900-го года был безвозвратно утерян.

Если добавить, что декорации к постановкам мамонтовского театра не сохранились, да и эскизов к ним осталось очень мало, то об оформлении спектаклей до 1914 года можно судить в основном по свидетельствам современников.

Коровин К. А. Константин Коровин вспоминает… . Москва, 1990. С. 367.
Эскиз декорации к балету «Дон Кихот» Императорского Большого театра (Москова). 1900 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации к балету «Дон Кихот» Императорского Большого театра (Москова). 1900 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Эскиз декорации к балету «Дон Кихот» Императорского Большого театра (Москова). 1900 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Немало работал Константин Алексеевич и для петербургской императорской сцены. В фонде Санкт-Петербургской Театральной библиотеки бережно хранятся эскизы костюмов, декораций и бутафории работы Коровина к произведениям русских и зарубежных композиторов.

Эскиз костюма Королевы к балету «Спящая красавица» Мариинского театра. 1914 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Февронии к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Мариинского театра. 1907 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюмов Боярышень к опере «Жизнь за царя» Мариинского театра. 1908 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Юдифь к одноименной опере Мариинского театра. 1907 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Хозяина труппы к балету «Аленький цветочек» Мариинского театра. 1907 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Асфанеза к опере «Юдифь» Мариинского театра. 1907 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Принца Авенана к балету «Спящая красавица» Мариинского театра. 1914 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Шидаста к опере «Метель» Мариинского театра. 1916 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
В 1902-м году в Мариинском театре прошла премьера оперы А. Р. Рубинштейна «Демон» по поэме М. Ю. Лермонтова.

Прежде чем приступить к оформлению спектакля, Коровин посетил Кавказ, чтобы насытить глаза и душу пейзажами гор, долин и ущелий, вдохнуть самый воздух поэмы. «В прологе Коровин предает забвению традиционную, протокольно бытовую трактовку оперы. Вместо Дарьяльского ущелья и Терека на сцене клубился лиловатый полумрак, сквозь него то появлялись, то исчезали обломки скал, ледников, скелеты разбитых молнией деревьев. Пустынно, дико, тревожно… Идея музыкальной выразительности цвета… находит здесь непосредственное, хотя и несколько прямолинейное воплощение». *

Характерно, что декорации Коровина к «Демону» были приняты не сразу, художника упрекали за излишнюю скупость образного решения.

Однако, уже через два года тот же самый «Демон» в Большом театре в Москве с участием Федора Ивановича Шаляпина в заглавной партии был восторженно принят публикой. Здесь коровинские декорации зажили настоящей жизнью, здесь всё получило истинный смысл, зазвучало в полную силу.

Эскиз костюма Тамары к опере «Демон» Мариинского театра. 1902 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГМТМИ.

Хитрик А. А. Лермонтовский «Демон» на Санкт-Петербургской оперной сцене // Лермонтовские чтения — 2011. Лермонтов и театр. Санкт-Петербург, 2012. С. 89-90.

Константин Алексеевич работал над оформлением всех опер Н. А. Римского-Корсакова, но сценография оперы «Снегурочка» явилась одной из самых больших удач художника.

Эскиз костюмов Невест-берендеек к опере «Снегурочка» Мариинского театра. 1917 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюмов Бирючей к опере «Снегурочка» Мариинского театра. 1917 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюмов Бермяты и слуг к опере «Снегурочка» Мариинского театра. 1917 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГТБ.

Эскиз костюма Снегурочки к опере «Снегурочка (Весенняя сказка)» Парижской Частной оперы М. Н. Кузнецовой. 1929 г. Художник К. А. Коровин. Из фондов СПбГМТМИ.

Премьера возобновления оперы в Мариинском театре в постановке Вс. Э. Мейерхольда состоялась 14 декабря 1917 года. Но еще в 1915 году Дирекция императорских театров купила «подлинные Мордовские гардеробные вещи», которые и использовал Коровин в работе над костюмами берендеев.

«Вдохновенная веселая сказка Римского-Корсакова (по Островскому) вновь появилась на Мариинской сцене в то время, как царит зима в природе и в нашей жизни. Но волшебство искусства вызвало весеннее настроение. Мечта художника стала действительностью, а действительность отпала, как тяжелый кошмар. Мы в счастливой стране Берендеев, где царствует свобода и красота». *

После Революции власти стали постепенно отбирать у семьи Коровина имущество – мастерскую, дачу, квартиру…

Работать становилось все сложнее, и в 1923 году художник вместе с женой и сыном уехал в Париж по приглашению дирекции Grand Opera занять место художника-декоратора. Коровину также обещали устроить большую выставку, поэтому художник уезжал с мыслью, что едет ненадолго. Ни с постоянной работой в Grand Opera, ни с выставкой ничего не вышло.
Тимофеев Г. Н. Возобновление «Снегурочки» // Наш век. 1917. 16 дек. (№ 15). С. 4.
Финансовые проблемы вынудили Константина Алексеевича заключить контракт на 40 картин по такой цене, что «едва можно жить», и уехать обратно на родину уже было невозможно.

Первой постановкой, которую оформил художник в новых условиях, была опера «Золотой петушок» в Туринском оперном театре, затем балет «Дон Кихот» для антрепризы Анны Павловой, а также многие другие спектакли в крупнейших театрах мира, неизменно отдавая предпочтение русской музыке.

«С великим счастьем вспоминаю Россию и своих друзей, и природу, и снег, и дождик, и небо серое, и траву-ковыль, и дым из трубы в мастерской своей в Охотине», — писал Константин Алексеевич в одном из своих писем.


Увы, на родину Коровин уже не вернулся, хотя до конца своих дней считал себя гражданином России.

Автопортрет К. А. Коровина. 1938 г.

Из фондов Государственного Русского музея.