николай Константинович симонов
4 декабря
1901 г.

4 декабря 1901 года родился Николай Константинович Симонов, выдающийся русский актер театра и кино, более сорока лет прослуживший на сцене Александринского театра.

Симонов был одним из тех актеров, которые могли покорить людей, верящих театру, и переубедить сомневающихся. Он не был актером иллюзии или актером-обманщиком — на сцену он нес истину. Симонов был прост и естественно прекрасен, его герои светились собственным светом без лишнего пафоса или назидания.

Русская культура могла узнать Николая Симонова не как великого актера, а как талантливого художника. Некоторое время живопись и театр существовали в его жизни одновременно. Однако в 1923 году Николай Симонов сделал важный для себя выбор и отказался от обучения в Петроградских художественно-учебных мастерских* в пользу Петроградского института сценических искусств* и мастерской Леонида Сергеевича Вивьена.

В 1924 году Симонов окончил Институт сценических искусств и был приглашён в труппу Ленинградского государственного театра драмы.

Дебютировал в роли волхва («Смерть Иоанна Грозного»). В ранних ролях Симонов излишне романтизировал образы, создаваемые им на сцене, эмоционально впадая иногда в патетику.

Н. К. Симонов. 1920-е гг. Из фондов Александринского театра.

Сегодня Санкт-Петербургская Академия художеств имени И. Е. Репина.
Сегодня Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ).

Первыми ролями, в которых Симонов обратил на себя внимание, стали: комкор Мехоношев («Конец Крыворыльска», 1926 г.) и Вершинин («Бронепоезд 14-69», 1927 г.). В этих ролях уже зародилось стремление к философски-обобщенному осмыслению героя и самой жизни.


Н. К. Симонов в роли Бориса Годунова в одноименном спектакле Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1934 г. Из фондов Александринского театра.

«Что бы ни играл Симонов, это всегда зов недосягаемого: то, чем должен быть человек по своему назначению, но еще не был никогда и, возможно, будет не скоро».*

С 1931 по 1934 год он, покинув ленинградскую сцену, возглавлял Самарский краевой драматический театр (сегодня Самарский театр драмы им. М. Горького).

В 1934 году Николай Симонов вернулся в Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, где в роли Бориса Годунова сразу заявил себя как сильный трагический актер. «Симонов чувствует речевую стихию русской трагедии. Он умеет произносить главные слова так, что они звучат главными, без эмфазы, без демагогии в способе их выговаривать».*

Такие роли классической драматургии как: Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Протасов («Живой труп»), Сатин («На дне»), Сальери («Моцарт и Сальери»), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца») — вошли в число лучших и закрепили за Симоновым репутацию великого трагического актера ХХ в.
Н. К. Симонов в роли Сатина в спектакле «На дне» Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1956 г. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Симонов в роли Феди Протасова в спектакле «Живой труп» Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1950 г. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Симонов в роли Хлебникова в спектакле «Персональное дело» Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1955 г. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Симонов в роли Макбета в одноименном спектакле Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1940 г. Из фондов Александринского театра.
Обухова Л. Николай Симонов, которого мы любим // Литературная газета. 1964. 14 марта. С. 3.
Берковский Н. Я. Литература и театр: Статьи разных лет. Москва, 1969. С. 604.

Главным для трагика Симонова было прежде всего сыграть Человека, в котором совершается тяжелая и постоянная внутренняя работа. Его игра была настоящей живой исповедью — трагичной, а потому абсолютной, адресованной каждому человеку, потрясающей своим самораскрытием.

Так, Протасов у Симонова все время что-то решает и решает про себя, он занят самоопределением. «Симонов играет сцену покушения на самоубийство полторы минуты и так, что для зрителя они длятся как часы, месяцы и годы. Тут в сжатом виде вся трагедия. Отличный, великолепный человек, "чудо природы", отличное ее достижение, готов насиловать самое природу — себя».*

Как настоящий творец Симонов пользовался всем разнообразием своего художественного дарования. Он не забывал своего живописного опыта и буквально писал красками свои роли.

«Сальери Симонова — это настоящее живописание. Он высоко несет свою голову "Сальери гордого", на нем переливаются две краски, два цвета — серебристо-белый и черный. Белое жабо, белые манжеты, белые волосы, черный камзол казались писанными рукой классического портретиста, умеющего многое извлекать из немногого».*

Симонов был тем актером, в котором никто не замечал ничего неестественного или нарочито актерского. Его игра покоряла зрителя своей искренностью и превращала пространство сценических условностей в правду жизни, понятную каждому человеку.

Н. К. Симонов в роли Сальери в спектакле «Маленькие трагедии» Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1962 г. Из фондов Александринского театра.

Берковский Н. Я. Литература и театр: Статьи разных лет. Москва, 1969. С. 598.
Берковский Н. Я. Литература и театр: Статьи разных лет. Москва, 1969. С. 608.

«Симонову для этого совсем не надо поворачиваться лицом к залу, он может стоять и спиной, и не обращаться к зрителям, и вообще молчать. Были в спектакле "Перед заходом солнца" моменты, когда сердце замирало от небывалой интимности этого творчества … При этом Симонов вовсе не распахивается, он целомудрен и ненавязчив в каждом душевном движении, он почти замкнут».*

Афиша спектакля «Перед заходом солнца» на сцене Дворца культуры им. Ленсовета. 1964 г. Из фондов Александринского театра.
Афиша юбилея Н. К. Симонова: 70-летие со дня рождения и 50-летие сценической деятельности. 1971 г.
Афиша творческого вечера Н. К. Симонова на гастролях в Москве, на сцене Кремлёвского театра. 1964 г. Из фондов Александринского театра.
Афиша открытия Благотворительного фонда Николая Константиновича Симонова. 1993 г. Из фондов Александринского театра.

Искусство Симонова лежало в традициях русской классики. Как истинный трагик, Симонов играл именно человеческую Личность. Федя Протасов, Сальери и Матиас Клаузен не имеют национальной принадлежности — они прежде всего Люди со своими трагическими переживаниями и противоречиями.

Крымова Н. В поисках искусства // Театр. 1963. № 10. С. 54.