В пьесе отразились стороны творческого своеобразия писателя: широкое использование приемов гиперболы, комического гротеска и алогизма, насыщенность действия смехом, сочетающаяся с сатирическо-обличительной направленностью. Однако большинство современников оказались неспособны оценить истинное значение этого произведения.
Непосредственного участия в репетициях Гоголь не принимал, так как к этому времени уже уехал в Италию, но дал несколько указаний в письмах. Они касались текста комедии и просьбы назначить на роль Подколесина какого-нибудь талантливого актера.
Подколесина сыграл Александр Евстафьевич Мартынов, Кочкарева — Иван Иванович Сосницкий, Агафью Тихоновну — Елена Яковлевна Сосницкая, Феклу — Елена Ивановна Гусева, знаменитая актриса на амплуа комических старух.
Первое представление «Женитьбы» оказалось неудачным. Публика приняла спектакль холодно, а рецензенты называли его скучным. «Вся пьеса показалась очень скучной и провалилась в первое представление».
* Положительно отмечали лишь игру Мартынова в роли Подколесина и Гусевой в роли Феклы. При этом обозначали только отдельные моменты или характеристики роли и не описывали ее подробно. Позднее написали о Мартынове: «его глухой голос, которым он как бы без всякого напряжения и с видом нехотя передает слова, чрезвычайно шел к апатичной, ленивой фигуре Подколесина»
*.
Одной из причин, по которой зрители не могли оценить пьесу Гоголя по достоинству, стала репертуарная ситуация 1840-1850-х годов. Это не просто время актерского театра, но и время, когда основу репертуара составляют такие жанры, как водевиль и мелодрама. Сама по себе такая драматургия не считалась выдающейся, но она давала массу возможностей для раскрытия актерской техники.