Премьера спектакля
«Где тонко, там и рвется»
10 декабря
1851 г.
10 декабря 1851 года на сцене Александринского театра в бенефис Надежды Васильевны Самойловой состоялась премьера комедии в 1 действии Ивана Сергеевича Тургенева «Где тонко, там и рвется».

И. С. Тургенев с детства наблюдал, как воплощалась в жизнь народная мудрость, в частности, поговорка «Где тонко, там и рвется». Взаимоотношения родителей были одним из примеров: отец писателя, отставной разорившийся офицер, женился на деньгах властной помещицы. Отношения в семье, где не было ни любви, ни уважения, привили мальчику страх перед институтом семьи. Его возлюбленной и матерью единственного ребенка писателя стала белошвейка Дуняша. Иван Сергеевич хотел на ней жениться, но его мать не позволила состояться неравному браку, а Дуняшу срочно выдала замуж.


Название своему произведению писатель дал, чтобы акцентировать внимание читателей и зрителей на внутренней психологической проблеме главного героя. Пословица означает, что дела, в которых нет четкости и ясности, пущенные на самотек, в самый неподходящий момент могут принести беду или привести к катастрофе. Евгений Андреевич Горский, избегая честного диалога с Верой, а прежде всего, с самим собой, потерял отношения с девушкой, которая ему нравилась. Страх перед переменами в жизни, которые должны последовать за браком, не дал герою принять окончательное решение.


Портрет И. С. Тургенева. Художник А. Леон. Из фондов Государственного музея А. С. Пушкина.

Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. Москва, 1951. Т. 20. С. 77.

Из фондов СПбГТБ

Интересен отзыв А. П. Чехова о комедии в его письме от 24 марта 1903 года к О. Л. Книппер: «"Где тонко, там и рвется" написано в те времена, когда на лучших писателях было еще сильно заметно влияние Байрона и Лермонтова с его Печориным; Горский ведь тот же Печорин. Жидковатый и пошловатый, но все же Печорин».*

Пьеса была поставлена в числе других шести одноактных комедий и водевилей в присутствии самого Тургенева. Известный водевилист и режиссер Н. И. Куликов 10 декабря 1851 года записал под впечатлением спектакля в своем дневнике: «Бенефис Н. В. Самойловой. Афиша чудесная! Шесть разных штук, спектакль кончился в 1-м часу… но увы… сбор был очень мал, в сравнении с прежними бенефисами. Лучше всех пьеса Тургенева "Где тонко, там и рвется"... В. Самойлова и Максимов 1 превосходно выполнили свои роли. Хотя и нет в пьесе настоящей комедии по пошлым правилам драматургии, — зато сцены исполнены жизни, ума и чувства».*

Куликов Н. И. Дневник режиссера // Библиотека театра и искусства. 1913. Кн.4 (апрель). С. 25.

В дневниковых записях речь идет об исполнении Верой Васильевной Самойловой роли 19-летней Веры Николаевны Либановой. Важнейшим этапом в артистической судьбе Самойловой стала ее встреча с драматургией И. С. Тургенева. Подлинными театральными событиями 1851 года явились для зрителей ее тургеневские персонажи — Дарья Ивановна («Провинциалка») и Вера Николаевна («Где тонко, там и рвется»). Не случайно именно в 1851 году критик констатировал: «Два главных качества г-жи В. Самойловой: женственность… и задушевность… качества, очень редко встречаемые в русских артистках».*


Соседа Либановой, доверчивого и болтливого 28-летнего отставного поручика, человека доброго, но «недалекого ума», Владимира Петровича Станицына, блестяще сыграл Алексей Михайлович Максимов. На сцене Александринского театра он сформировался как комедийный и водевильный актер. Ценя Максимова 1 прежде всего за комедийное дарование, критики отмечали, что актер может, придав роли «оттенок смешного фатовства», создать тип «комический, но не карикатурный».


Из фондов СПбГТБ

Кони Ф. Театральная летопись. Русский театр в Петербурге // Пантеон. 1851. Т. 2. Кн. 3 (Март). С. 2.
К сожалению, пьеса после еще двух представлений была снята с репертуара. Анонимный автор театрального обзора, характеризуя произведение Тургенева как «прекрасную комедию», заключал свой детальный пересказ ее содержания следующими словами: «Судя по тому, что эта пьеса явилась на сцене года три после того, как была напечатана, можно заключить, что она писана не для сцены. В ней, в самом деле, очень мало сценического, очень мало того, что поражало бы всех, нравилось бы всем. В ней также есть много длиннот, очень занимательных и даже необходимых в чтении, но утомительных на сцене. Вот почему эта пьеса произвела сомнительное впечатление, несмотря на то, что была прекрасно разыграна. Г-жа Самойлова 2-я и г-н Максимов очень верно поняли свои роли и сумели с большим искусством передать их психологическую сторону».*
Петербургские театры в ноябре и декабре 1851 г. // Отечественные записки. 1852. № 1. Отд. VIII. C. 60.
Тургенев хоть у нас и славу заслужил,
На сцене же ему не слишком удается!
В комедии своей он так перетончил,
Что скажешь нехотя: где тонко, там и рвется...

А. М. Максимов, исполнитель роли Станицына. Рисунок Крюгера, литография Тюлева. Из фондов ГИМ.
В. В. Самойлова, исполнительница роли Веры Николаевны. Рисунок Щуровского. Из фондов ГИМ.
П. А. Каратыгин