ВЛАДИМИР АРКАДЬЕВИЧ
Теляковский

7 февраля
1860 г.
7 февраля 1860 года родился Владимир Аркадьевич Теляковский — театральный деятель, мемуарист, администратор, занимавший в 1901—1917 годах пост Директора Императорских театров.

В. А. Теляковский

Он вырос в семье известного теоретика военного искусства и пошел по стопам отца, окончив Пажеский корпус, а затем и Академию Генерального штаба. Теляковский получил разностороннее образование, занимался языками, живописью и отличался большими успехами в игре на фортепиано.

Волею случая в 1898 году полковник Конной гвардии Теляковский был назначен управляющим Императорскими театрами Москвы — Большим и Малым, а позже, с 1901года, и всеми Императорскими театрами. На этой должности Теляковский интересовался театральными новинками и старался не пропускать ни одной постановки в только что появившемся Московском Художественном театре, дружил с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Основной заслугой Теляковского в начале его деятельности было приглашение в Большой театр Ф. И. Шаляпина. Многое в нем обнаруживало чуткость к новому, свежему и талантливому. Он привлек из частных антреприз Л. В. Собинова и Ф. И. Шаляпина, поддержал балетмейстеров А. А. Горского и М. М. Фокина.
Теляковский способствовал и формированию института режиссуры на Императорской сцене: в 1915 году он пригласил Станиславского в Большой театр для занятий с оперной молодежью, внес свой вклад и в художественно-постановочное дело, пригласив для оформления постановок художников группы «Мир искусства» А. Н. Бенуа, К. А. Коровина, Л. С. Бакста, А. Я. Головина.
В. А. Теляковский в своем кабинете директора Императорских театров.
Главная реформаторская победа Владимира Аркадьевича — приглашение в 1908 году авангардного театрального режиссера Вс. Э. Мейерхольда возглавить Императорский театр. Именно благодаря ему на сцене Александринского театра появились спектакли, которые вошли в историю искусства: «Дон Жуан», «Гроза», «Маскарад». Эти постановки потрясали современников новыми сценическими решениями: режиссер разрушал границы между сценой и зрительным залом, предлагал новые интерпретации классических произведений и выстраивал мизансцены, напоминавшие картины эпохи Возрождения.
Теляковский управлял этой сложной Театральной Империей, умело находя компромиссы, договариваясь и примиряя врагов. Но, уступая артистам и руководству в одних вопросах, он был непримирим в других. При нем, в частности, был отправлен на пенсию балетмейстер Мариус Петипа.

Жизнь доказала, что его назначение, встреченное одними с возмущением, другими с иронией, было абсолютно правильным. Масштаб его личности и результаты работы выявились спустя десятилетия и стали очевидны потомкам.

1 марта 1917 года Теляковский был арестован Временным правительством, но вскоре освобожден. Его просили остаться, но он не согласился.

«Ухожу с ясным представлением, что потрудился много для театра, и если что не выходило, то не из-за недостатка желания, а вследствие особенно трудных условий работы, находясь между Двором, печатью и публикой с одной стороны, чиновниками и артистами с другой», — написал он в дневнике накануне своей отставки.*

В 1917—1918 годах Теляковский работал кассиром на железнодорожном вокзале, затем — финансовым инспектором в железнодорожном банке. Со свойственной ему предприимчивостью и энергией, организовал при железной дороге сапожную мастерскую.

В 1923 году Владимир Аркадьевич отказывается от предложения занять административную должность в Петроградских государственных академических театрах. В том же году приказом Наркомпроса Теляковскому была назначена пожизненная пенсия, что позволило ему последние годы жизни полностью посвятить себя написанию мемуаров.

В. А. Теляковский на костюмированном балу. 1903 г.

Теляковский В. А. Дневник Директора Императорских театров. 1913–1917. Санкт-Петербург. Москва, 2017. С. 707.
На протяжении почти двадцати лет свой деятельности на посту Директора он вел дневник— пятьдесят переплетенных тетрадей в твердых обложках, содержащих около 14 000 страниц рукописного текста, которые хранятся в архиве ГЦТМ им. А. А. Бахрушина в Москве. Опираясь на эти записи, ставшие свидетелями жизни Императорских театров, он начал писать свои воспоминания.
Именно в писательском труде Теляковский обрел новый смысл, казалось бы, полностью рухнувшей жизни: «Явилось у меня даже какое-то сознание, что это мой долг — записки эти привести в порядок и тем завершить круг театральной работы, которую волею судеб мне пришлось вести в течение двадцати лет. Закончив работу эту, я буду сознавать, что принес известную пользу Театру не только управлением и направлением его, но и описанием, как все это делалось и как и кто делу этому помогал или мешал. Кто-нибудь со временем извлечет из этого и пользу для Театра вообще», — писал он в декабре 1920 г. в письме к А. И. Южину.*
Теляковский В. А. Дневник Директора Императорских театров. 1913–1917. Санкт-Петербург. Москва, 2017. С. 833.
Книга «Воспоминания 1898–1917» вышла в 1924 году незадолго до его смерти. В 1965 году, к 150-летию Теляковского, были изданы «Воспоминания» со вступительной статьей и подробными комментариями известного театроведа Д. И. Золотницкого, куда вошли все прежние издания Владимира Аркадьевича. На сегодняшний день опубликованы и прокомментированы также все дневники последнего директора Императорских театров, занявшие шесть объемных томов и выходившие в течение двух десятилетий.