Премьера спектакля «Проделки Скапена»
10 февраля
1889 г.
10 февраля 1889 года на сцене Александринского театра была дана премьера комедии Жана Батиста Мольера «Проделки Скапена».

В. Н. Давыдов. Рисунок неизвестного художника. ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Комедия «Les fourberies de Scapin» (в русском переводе встречались также варианты «Плутни Скапена», «Скапиновы обманы») была написана драматургом в 1671 году. В новой комедии Мольер собрал все фарсовые ситуации, приемы и хитрости жанра, в результате получилась образцовая, в своем роде, комедия. На русской сцене впервые она была поставлена в 1757 году в Санкт-Петербурге.

Премьера 10 февраля состоялась в бенефис актера Александринского театра Владимира Николаевича Давыдова. В этот вечер публика смотрела три спектакля: первое действие пьесы «Нахлебник» И. С. Тургенева; одноактную комедию П. П. Гнедича «Женя» и, в заключении, комедию «Проделки Скапена» в его же переводе.

Бенефициант исполнял роль плута Скапена. Щедро одаренный природой В. Н. Давыдов был одним из лучших актеров Александринки своего времени, ему были подвластны роли самых разных амплуа, одинаково превосходно он справлялся как с драматическими, так и с комедийными ролями. Современники восхищались необыкновенной человечностью Давыдова — артиста и истинного художника.
В этом спектакле был задействован замечательный актерский ансамбль. Аргант — Сергей Николаевич Дмитриев, скромно и добросовестно справлялся со своей возрастной ролью. Жеронта сыграл Константин Александрович Варламов. Любимый артист А. Н. Островского, Варламов поступил на русскую сцену, не имея специальной подготовки, тем не менее, публика быстро разглядела в нем здоровый, жизнерадостный талант комика. Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова — Гиацинта — блистала в паре со своим постоянным партнером Романом Борисовичем Аполлонским, «с блестящим природным драматическим дарованием, прекрасным голосом и изумительной красотой»* исполнившим роль Октава. Мария Михайловна Читау 2-я, обладая лирико-комедийным дарованием, создала очаровательный образ возлюбленной Леандра, мнимой цыганки, дочери Арганта, Зербинеты. Юрий Васильевич Корвин-Круковский легко и непринужденно сыграл молодого влюбленного Леандра.

Мичурина-Самойлова В. А. Полвека на сцене Александринского театра. Ленинград, 1935. С. 5.

Р. Б. Аполлонский, исполнитель роли Октава. Из фондов СПбГМТМИ.
Ю. В. Корвин-Круковский, исполнитель роли Леандра. Из фондов Александринского театра.
В. А. Мичурина-Самойлова, исполнительница роли Гиацинты. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
К. А. Варламов, исполнитель роли Жеронта. Из фондов Музея-заповедника «Петергоф».
Мотивы сюжета комедии были заимствованы Мольером из различных источников, а также традиций комедии дель арте.

Аргант и Жеронт возвращаются из путешествия. Аргант — отец Октава; он не знает, что у него есть дочь Зербинета. Жеронт — отец Леандра. Он не знает, что у него есть дочь Гиацинта. За время отсутствия родителей Октав и Леандр наделали глупостей. Октав женился на бедной девушке Гиацинте. Леандр влюбился в молоденькую цыганку. Юноши приходят в отчаяние, когда узнают о возвращении родителей. За помощью они обращаются к слуге Скапену, ловкому плуту, как он сам себя рекомендует. Неискушенность, наивность, беспомощность молодых людей заставляют хитреца взяться за дело. Неисправимый выдумщик, он морочит стариков-отцов и выманивает у них деньги, необходимые для влюбленных, а затем и согласие на две свадьбы.

Все эти события совершенно невероятны, но разворачиваются стремительно. Изобретательный слуга рассказывает фантастические истории Арганту и Жеронту, из которых, они узнают, что имеют дочерей. Отныне ничто не препятствует тому, чтобы Октав оставался супругом нежной Гиацинты, а Леандр женился на милой Зербинете. В эту счастливую минуту появляется Скапен и получает прощение.

Спектакль был показан в сезоне 1888/1889 годов всего два раза...

Фронтиспис издания 1682 г.