АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГЕДЕОНОВ
16 февраля
1792 г.
16 февраля (по старому стилю 5 февраля) 1792 года согласно Метрической книге церкви Иоанна Предтечи на Знаменке родился Александр Михайлович Гедеонов, театральный деятель, более 25 лет возглавлявший Императорские театры обеих столиц.

Александр Михайлович был личностью крайне неоднозначной.
Исправляющим должность директора Императорских Санкт-Петербургских театров Александр Михайлович стал 13 мая 1833 года, а 31 декабря следующего года был произведен в чин тайного советника с утверждением в должности. В первые годы своего правления улучшил состояние хозяйственно-административной части, кстати улучшилось и положение актеров: Гедеонов преобразовал Театральное училище, отделил драматическую труппу от оперной, при этом поспособствовав исполнению иностранных опер на русском языке.
В 1847 году Александр Михайлович был назначен директором Императорских театров обеих столиц. Хозяйственные дела не улучшил, финансовые разбалансировал. В угоду предпочтениям аристократии стал большее внимание уделять балету и французскому театру. От проникновенного понимания искусства был далек, интересам драматического театра деятельность не посвящал. Некоторые современники в своих воспоминаниях называют Гедеонова глубоким знатоком театра, изучившим сцену всесторонне и добросовестно. Действительно, он чутко угадывал вкусы большинства публики, посещавшей театры, и умел ей угодить выбором пьес, но был далек от понимания истинного искусства. И если при нем поставлены были и «Ревизор», и оперы Глинки, то не он явился инициатором их постановки.
Гедеонов обладал крайне противоречивым характером, более присущим какому-нибудь барину-самодуру, так, например, почти всегда просьбы актеров он выполнял противоположно их пожеланиям.
С 1852 года, с назначением на должность министра двора графа В. Ф. Адлерберга, Александр Михайлович стал утрачивать влияние на дела, а 25 мая 1858 года был уволен с должности директора театров с назначением обер-гофмейстером.
Свой жизненный путь Александр Михайлович Гедеонов закончил в Париже в 1867-м году и был похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез.

Александра Михайловна КАРАТЫГИНА
16 февраля
1802 г.
«Волшебницей прелестной» назвал ее Пушкин в послании «К Катенину» (1821 г.), правда, перед этим не удержался и, в сердцах, припомнил, что ей были свойствены «…размалеванные брови и огромная нога!» («На Колосову», 1819 г.).
Грибоедов в письме (1824) к тому же П. А. Катенину отметил ее «прекрасное дарование» и тут же насмешливо охарактеризовал как «обезьяну старшей соперницы Екатерины Семеновой».

Портрет А. М. Колосовой (Каратыгиной). Художник Ж. Д. Кур. 1842 г.

Кто же эта особа, удостоившаяся столь «лестных» отзывов наших великих поэтов? И хвалили поэты, и поддразнивали близкую свою знакомую, одну из самых ярких драматических актрис своего времени — Александру Михайловну Каратыгину (1802−1880), супругу выдающегося трагика Василия Андреевича Каратыгина.
Дочь музыканта оркестра Михаила Петровича Колосова и известной танцовщицы Евгении Ивановны Колосовой (урожд. Нееловой) начальное театральное образование получила под руководством кн. Александра Александровича Шаховского. Именно он настоял на необходимости развивать сценический талант девушки и не обманулся: в декабре 1818 года шестнадцатилетняя дебютантка блестяще справилась с ролями Антигоны (п. «Эдип в Афинах» В. А. Озерова), Моины (п. «Фингале» В. А. Озерова) и Эсфири в одноименной пьесе Ж. Расина.
Любимица столичной публики, Александра Михайловна, к счастью, умела прислушаться не только к восторженным отзывам, но и к замечаниям критиков. Александр Сергеевич Пушкин в статье «Мои замечания о русском театре» (1820) указал на отсутствие у нее простоты и естественности. Совет был услышан. И в 1822 году Колосова отправляется в Париж брать уроки у лучших французских актеров Тальма и Марс, став первой русской актрисой, совершенствовавшей мастерство за границей. Вернувшись через год на петербургскую сцену в роли Селины в «Мизантропе» Мольера, Колосова покорила зрителей своей игрой. И на долгие годы!
Оставаясь в драматической труппе до 1845 года, Александра Михайловна была занята в лучших пьесах А. С. Грибоедова, Н. К. Кукольника, Н. А. Полевого, Вольтера, П. Корнеля, Ж. Расина, Ф. Шиллера, А. де Мюссе… Обладая литературными способностями, актриса много переводила, написала статью «Мое знакомство с А. С. Пушкиным» и подробные «Воспоминания», где рассказала о тех, кого высоко ценила и с кем дружила.

В Театральной библиотеке можно познакомиться с литературным творчеством Александры Михайловны, а в традиционных и электронных каталогах найти информацию к ее биографии, например:
  • Боглачева И. А. Царица русского танца Евгения Ивановна Колосова / И. А. Боглачева // Артисты санкт-петербургского императорского балета, XIX век / И. А. Боглачева. — Санкт-Петербург, 2015.
  • Беньяш Р. М. Катерина Семенова: [документальная биографическая повесть] / Р. М. Беньяш. — Ленинград, 1987.
  • Катенин П. А. Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой 1822−1826 годов: [перевод с французского] / П. А. Катенин. — [Санкт-Петербург], [1893].
  • Строев В. М. Биография Александры Михайловны Каратыгиной / В. М. Строев. — Санкт-Петербург, 1845.