Василий Иванович Вайнонен
21 февраля
1898 г.

В. И. Вайнонен

21 февраля 1898 года в Петербурге родился артист балета и балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939 г.), Лауреат двух Сталинских премий (1947 г., 1949 г.) Василий Иванович Вайнонен.

В 1919 году, после окончания Петроградского хореографического училища, он был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где проработал до 1938 года, поначалу исполняя небольшие характерные партии.
Уже в 1920-е годы Василий Иванович попробовал себя в качестве балетмейстера и его первой большой работой стала постановка балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича в 1930 году.

Зло капитализма.Сцена из спектакля «Золотой век»

Критика приняла постановку по-разному. А. Гвоздев писал в своей статье: «Новый балет до отказа перегружен танцевальными образами упадочно-экспрессионистского характера» (Гвоздев А. «Золотой век» // Красная газ. 1930. 29 окт.)
«В „Золотом веке“ мы имеем в основе спектакль-дивертисмент, спектакль-обозрение, строящийся из ряда отдельных разрозненных номеров, в которых развлекательность, аттракционность довлеет над их смысловой стороной, их идейной направленностью» (Мокульский С. «Золотой век» // Стройка. 1930. № 27)

«Пламя Парижа». III акт, танец басков. Ленинградский академический театр оперы и балета

В 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета Вайноненым была осуществлена постановка балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, через год он создал новую редакцию (1933 г.), а в 1947 году перенёс его в Большой театр.
Изучая историческую и художественную литературу, и живопись, он стремился как можно полнее почувствовать так называемый «дух эпохи», постичь своеобразие национального характера, чтобы потом в постановке органично и естественно передать зрителям. Песни и танцы времен французской революции, положенные в основу музыки Асафьева, позволили Вайнонену сочинить интересную хореографию балета.
Это был спектакль нового жанра, решенный в плане народной героической драмы, в которой возрождались образы и картины французской революции. Искрометные ритмы, экспрессия, народные сцены и танцы, огромная внутренняя сила создавали образ народа, раскрывали боевой дух.

«Пламя Парижа». Сцена из II акта. Ленинградский академический театр оперы и балета

«С классического танца я пытался снять его придворно-слащавую манерность и бессодержательность, строя танец на образе действующего лица, не отрывая танец от пантомимы и действия», — так характеризовал свою работу над балетом В. И. Вайнонен*.

«Пламя Парижа» // Красная газета. 1932. 5 нояб.: веч. вып.


Программа первого представления балета «Щелкунчик»

Несмотря на то, что Вайнонен был в большей мере мастером постановки характерного танца, в 1934 году ему поручают постановку типично классическую — «Щелкунчика» П. И. Чайковского.
«Ведущими принципами моей работы являлись: реалистическая трактовка первой части спектакля, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей части его, в целом же желание с возможно большей полнотой вскрыть перед советским зрителем наиболее содержательные и художественно — ценные стороны такой (недопустимо отсутствовавшей на нашей сцене) музыкальной жемчужины, какой является партитура балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»*

М. Д. «Щелкунчик» // Красная газ. 1934. 17 февр.

Балет был поставлен в Театре им. Кирова, а в 1938 году — в Большом театре.
«Щелкунчик» получился сказочным и светлым детским спектаклем, который до сих пор идёт в версии Вайнонена во многих театрах. Постановка стала новогодней традицией не только для зрителей, но и для юных танцовщиков — студентов балетных училищ, которые готовятся к первым выходам на большую сцену.

«Щелкунчик». Сцена баталии

В 1951—1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета.
Новаторство Вайнонена сказалось в сближении с реальностью, в широте и разнообразии выразительных средств хореографии, бережном отношение к классике и её взаимодействие с народно-характеными танцами. Его творческие методы существенно обогатили балетное искусство, расширив диапазон его возможностей.
В. И. Вайнонен умер 23 марта 1964 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.