Федор Григорьевич Волков
20 февраля
1729 г.

Федор Григорьевич Волков

20 февраля 1729 года родился Федор Григорьевич Волков — великий актер и «отец русского театра» (В. Г. Белинский).
В 1746 году молодой купец Федор Волков прибыл по делам в Петербург, где посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. У себя в Ярославле он собрал любителей театральных представлений из числа молодёжи, и 10 июля 1750 года в большом каменном амбаре для хранения кож прошло первое публичное представление — драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о «разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей», уже в следующем году в Ярославле специально был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся трагедией А. П. Сумарокова «Хорев».
Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Специальным указом она вызвала Волкова в Петербург:

«…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…».

Императрица Елизавета II

     Способных молодых «охочих комедиантов» отдали учиться в Сухопутный Шляхетный корпус, где за четыре года они получили «высшее образование», изучая танцы, языки, декламацию. Только после того, как любители стали профессионалами, Елизавета Петровна подписала 30 августа 1756 года «Именной высочайший указ, данный Сенату, Об учреждении Русского театра», а Фёдор Волков стал «первым актером российского театра» и возглавил труппу. В ней было всего 12 человек, и первое время им приходилось обходиться без актрис – женские роли отдавались молодым актерам.

Титульный лист либретто маскарада «Торжествующая Минерва» (1763)
Одной из самых значительных работ Волкова стала подготовка маскарада в честь коронационных торжеств Екатерины II в Москве. В сценическую площадку был превращён целый город. В празднике участвовало до пяти тысяч исполнителей. Волков лично участвовал в изготовлении «маскарадных вещей и масок». Сценарий маскарада «Торжествующая Минерва» он тоже написал сам, вы можете ознакомиться с ним в нашей библиотеке.
Волков умер молодым — ему было всего 34 лет. На протяжении всех лет он оставался холостяком, имел склонность к аскетическому образу жизни. «Жития был трезвого и строгой добродетели», — писал об актере Н. И. Новиков.
Театральная библиотека возникла как репертуарная библиотека при русской театральной труппе, поэтому мы трепетно относимся к имени и наследию Федора Волкова.

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ»
20 февраля
1970 г.

В. И. Доррер. Эскиз декораций

к спектаклю «Гибель эскадры». Вариант

20 февраля 1970 года в Театре Юного Зрителя им. А. А. Брянцева состоялась премьера спектакля «Гибель эскадры» по пьесе Александра Евдокимовича Корнейчука.
Постановщик Зиновий Яковлевич Корогодский, режиссер Лев Абрамович Додин и художник Валерий Иванович Доррер создали интересный и яркий спектакль для юных зрителей, не смотря на то, что пьеса всегда считалась взрослой. Они ставили перед молодыми людьми вопросы о долге, чести, выборе правильного решения и личной ответственности. «Ибо каждый из сидящих в тюзовском зрительном зале должен рано или поздно задуматься о том, что это значит — взять на себя ответственность и нести ее полной мерой. И как жить, чтобы она не застала тебя врасплох, чтобы в решительный момент не было смятения и растерянности, а оказались бы при тебе мужество, зрелость»*.

Щербаков, К. В. Время и революция // Вопросы театра 72. Москва, 1973. С. 19

В пьесе Корнейчука описаны реальные события лета 1918 года, когда Германия требовала от Советского правительства передать ей весь Черноморский флот. С девизом «Погибаю, но не сдаюсь!» на дно Черного моря в Цемесской бухте ушло более пятнадцати военных кораблей.
Потопление целой эскадры это настоящая трагедия для страны, и, конечно же, для командования и матросов. Приказа было два, один открытый — вернуть корабли в порт и передать германским войскам, а второй, тайный — потопить.
Героям пьесы, как и настоящим участникам тех событий, пришлось делать сложный выбор: сохранить флот и сдать его врагу или взорвать.

Сцена из спектакля «Гибель эскадры»
     Интересные и сложные образы молодых коммунистов, которые исполнили негласный приказ, раскрыли замечательные и любимые ленинградскими зрителями актеры: Т. А. Уржумова (Оксана), Ю. Ю. Каморный (Гайдай), Н. Н. Иванов (Стрыжень), Г. Г. Тараторкин (Балтиец). Роль адмирала черноморской эскадры Гранатова, выступавшего за сохранение флота, выразительно сыграл Р. Ф. Лебедев.
Особо критики отмечали работу художника В. Доррера, подчеркивая совершенно новое сценографическое решение «Гибели эскадры», отличавшееся от предыдущих постановок этой пьесы в других театрах. Сценическое пространство было решено в черном и темно-сером цветах и представляло палубу военного корабля. По словам известного критика Оксаны Кирилловны Корневой оформление Доррера было простым и лаконичным: «Сцена просторна, пуста, декорации отсутствуют. Лишь корабельный колокол, как бы повисший в воздухе, и кусок бронированной обшивки корабля дадут нам знать, где происходит действие». (Корнева, О. Времена меняются… // Театральная жизнь. 1970. № 13. С. 12). Эта обшивка была своеобразным экраном, на который проецировались пояснительные титры.

Спектакль З. Я. Корогодского и Л. А. Додина понравился зрителям и получил многочисленные положительные отклики и рецензии в печати:
  • Щербаков, К. Ленинград. Москва // Театр. 1970. № 8. С. 30−31.
  • Марченко, Т. Юность революции // Советская культура. 1970. 15 авг. (№ 97). С. 3.
  • Дмитриевский, В. Правда революции и краски искусства // Театр. 1971. № 7. С. 59−61.
  • Любомудров, М. [О спектакле «Гибель эскадры] // Верность революции. На сцене ленинградских драматических театров сегодня. Ленинград, 1971. С. 38−40.
  • Краснов, Ю. Доверие к юности // Театральный Ленинград. Вып. 1. 1973. С. 219−220.