Премьера спектакля «ревизор»
29 февраля
1952 г.
29 февраля 1952 года на сцене Академического театра драмы имени А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля по бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

В 1952 году в стране пышно отмечалось 100-летие со дня смерти Н. В. Гоголя. Периодическая печать отводила целые развороты для знакомства с жизнью и этапами его творчества, а иногда даже полностью посвящала отдельные номера журналов великому писателю. В этот год вышло много новых изданий произведений Гоголя, были выпущены три почтовые марки под рубрикой «100 лет со дня смерти великого русского писателя Н. В. Гоголя», и, как кульминация юбилейных торжеств — поставлен новый памятник на Гоголевском бульваре работы скульптора Николая Томского, изобразившего Гоголя бодрым, энергичным человеком.

Не остались в стороне от памятных мероприятий театр и кинематограф: по всей стране прокатилась волна премьер спектаклей по произведениям Гоголя, были сняты несколько фильмов, записаны радиоспектакли...

Режиссерами юбилейной постановки Театра драмы им. А. С. Пушкина стали Леонид Сергеевич Вивьен и Владимир Владимирович Эренберг. Костюмы и сценографию к спектаклю создал художник Дмитрий Федорович Попов.
Многие герои произведений Николая Васильевича Гоголя не раз выходили на прославленную сцену театра, но, поистине, у пьесы «Ревизор» была особая сценическая судьба. Впервые сыгранная 19 апреля 1836 года, комедия оставалась в репертуаре на протяжении почти всех лет существования театра. Бессмертных персонажей произведения воплощали многие великие александринцы, к постановке обращались выдающиеся режиссеры, художественные образы воплощали талантливые художники театра. Многим зрителям еще был памятен довоенный спектакль Бориса Михайловича Сушкевича в оформлении Николая Павловича Акимова, вышедший 13 июня 1936 года к 100-летию появления «Ревизора» на сцене. Тем сложнее и ответственнее стояла задача у новой творческой команды.

Режиссерское решение этой постановки «Ревизора» было, прежде всего, в изображении смешного, сатирического и остросоциального характера пьесы. Сюжет оставался неизменным, костюмы и декорации копировали быт XIX века.

Основой спектакля стало трио ролей: Городничего трагикомично представил Юрий Владимирович Толубеев, хитрым и непростым Хлестаковым предстал Бруно Артурович Фрейндлих, и заразительно смешным Осипом оказался Николай Константинович Черкасов. Именно эти герои в исполнении этих актеров привлекали наибольшее внимание зрителя и создавали увлекательное динамическое действие.

Программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

В. П. Ковель в роли Марьи Антоновны, А. Я. Козлова в роли Анны Андреевны. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Фрейндлих в роли Хлестакова, В. И. Воронов в роли Земляники. Из фондов Александринского театра.
Ю. В. Толубеев в роли Городничего, Н. К. Черкасов в роли Осипа. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Фрейндлих в роли Хлестакова, А. А. Ян в роли Хлопова. Из фондов Александринского театра.

Тетрадь Л. С. Вивьена с записями репетиций спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Городничий-Толубеев был главным героем спектакля. Актер играл масштабно и крупно, показывал внутреннее волнение страстей и слабостей в душе Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

«Актер живет в образе Городничего в его внутреннем движении и развитии, во всем многообразии его личности».* Вместе с тем Толубеев привносил в роль трагические оттенки: в сцене, где становится известно, что Хлестаков не ревизор, «игра Толубеева поднимается до подлинного трагизма»*. А заключительный монолог актер произносил, «показывая городничего тяжко уязвленным, но не сраженным, не разоружившимся до конца»*.

Работа Бруно Фрейндлиха была отмечена всеми рецензентами как удачная. Ему удалось создать не просто непринужденного и легкомысленного повесу, но и обогатить Хлестакова разнообразными красками. «Сложный образ легковесного человека, многогранность ничтожного характера, искренность лганья, глубина пустого душевного мира — из сплава таких противоречивых понятий образуется созданное Б. А. Фрейндлихом сценическое воплощение гоголевского Хлестакова».*
«Ревизор» на сцене Театра драмы имени А. С. Пушкина // Ленинградская правда. 1952. 26 марта. С. 3.
Кузнецов, Евг. Ревизор // Вечерний Ленинград. 1952. 5 марта. С. 10.
Кара С. Ревизор // Смена. 1952. 9 марта. С. 11.
Фрейндлих создавал на сцене выразительный динамический рисунок: «Он весь — изменчивость, непостоянство, беспечно порхает от мысли к другой, от страха к наглости, от веселой болтовни к невероятному апломбу, от осознания своего ничтожества к капризам избалованного ребенка».* Было особенно важно, что роль Хлестакова многими зрителями была отмечена как меняющаяся, развивающаяся от спектакля к спектаклю. Фрейндлих продолжал совершенствовать образ с каждым выходом на сцену.
Н. К. Черкасов в роли Осипа. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Фрейндлих в роли Хлестакова. Из фондов Александринского театра.
В. П. Ковель в роли Марьи Антоновны. Из фондов Александринского театра.
Ю. В. Толубеев в роли Городничего. Из фондов Александринского театра.
Слугу Осипа в очередь играли Н. К. Черкасов и К. И. Адашевский. Как отмечали многие рецензенты, Николай Константинович Черкасов более всех остальных делал своего героя смешным. Однако в плутовстве и жульничестве слуга ничуть не отставал от господ. «Умный, плутовски рассудительный, приспособившийся к среде корыстолюбивых и бессовестных людей, слуга, достойный своих господ, — таково толкование образа…»*
Из фондов архива Александринского театра.
Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Осипа. Художник Д. Ф. Попов.
Л. С. Вивьен, рассуждая о постановке спектакля, записал: «Считаю постановку "Ревизора" очень ответственным актом вообще, и в нашем театре, в частности. Хочу, чтобы все приняли участие в этой работе, вся труппа».* Так и произошло — на сцене зрители увидели почти всех актеров театра.
Из тетради Л. С. Вивьена с записями репетиций спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.
А. А. Ян в роли Хлопова. Из фондов Александринского театра.
Л. А. Шеленцова в роли Хлоповой. Из фондов Александринского театра.
А. Я. Козлова в роли Анны Андреевны. Из фондов Александринского театра.
Е. М. Березницкий в роли Уховертова. Из фондов Александринского театра.
А. Я. Козлова в очередь с Е. И. Тиме играла жену городничего Анну Андреевну; В. П. Ковель и М. А. Можаева — дочь городничего Марью Антоновну; М. Л. Никельберг и А. А. Ян — смотрителя училищ Луку Лукича Хлопова; А. П. Есипович и Л. А. Шеленцова — жену Хлопова; Г. М. Мичурин — Ляпкина-Тяпкина; В. И. Воронов — Землянику; В. Э. Крюгер — Шпекина; Ф. В. Горохов — Добчинского, а Г. Н. Осипенко — Бобчинского...
Г. М. Мичурин в роли Ляпкина-Тяпкина. Из фондов Александринского театра.
Ф. В. Горохов в роли Петра Ивановича Добчинского. Из фондов Александринского театра.
Е. П. Карякина в роли Пошлёпкиной. Из фондов Александринского театра.
А. Н. Орлова в роли Унтер-офицерской вдовы. Из фондов Александринского театра.
«Художник Д. Ф. Попов создал очень выразительную внешнюю обстановку спектакля. Хороши все костюмы, декорация гостиной городничего, — удобна для развёртывания действия, дающая представление об уездном городке».*
Эскиз декорации. В доме Городничего. Художник Д. Ф. Попов. Из фондов ГЦТИ им. А. А. Бахрушина.
Ю. В. Толубеев в роли Городничего. Художник Г. М. Неменова. Из фондов СПбГМТМИ.
Красочные образы, яркие костюмы персонажей, светлые, солнечные декорации провинциального города, созданные художником, вызывали даже у некоторых критиков недоумение: где же та Россия, которую так сатирически высмеивал Гоголь?! Где мрачные улицы уездного городка, покрытые кучами мусора и залитые грязными лужами?! Где атмосфера николаевской самодержавной эпохи?! Но создатели спектакля хотели говорить со зрителями совсем не про это...
Эскиз костюма Хлоповой. Художник Д. Ф. Попов. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Пошлёпкиной. Художник Д. Ф. Попов. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Пошлёпкиной. Художник Д. Ф. Попов. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Коробкиной. Художник Д. Ф. Попов. Из фондов Александринского театра.
Всё действие постановки было проникнуто ощущением новизны и свежести, а зал живо и искренне реагировал на игру актеров. Вивьен и Эренберг смогли сделать спектакль увлекательным и интересным для нового зрителя, сохранив при этом все самые важные особенности пьесы Гоголя.
Немая сцена. Из фондов Александринского театра.