Алексей Михайлович Максимов
25 марта
1813 г.
25 марта 1813 года в Петербурге родился Алексей Михайлович Максимов (по сцене — Максимов 1-й). Сын театрального парикмахера. С 1828 по 1833 год воспитывался в Петербургском Императорском театральном училище, был учеником П. А. Каратыгина. В октябре 1833 года поступил в труппу Александринского театра на роли первых любовников.
Этот человек был загадкой даже для современников. Ни внешность, ни уровень дарования Максимова, казалось бы, не предполагали того оглушительного успеха, который он имел у публики. Тем не менее, например, в страшной худобе артиста дамы-зрительницы находили «интересную бледность» и аристократическую утонченность, так шедшую, по их мнению, к ролям пламенных любовников. Но когда после смерти в 1853 г. великого трагика В. Каратыгина к Максимову отошла часть его репертуара, оказалось, что Алексею Михайловичу подвластны и серьезные драматические работы. Он играл и Шиллера, и Шекспира. Вершинную для любого актера роль Гамлета исполнял блистательно.
Будучи в общем-то не злым человеком, в обращении с актерами Максимов любил подчеркнуть свое превосходство, был резок и бесцеремонен в оценке их актерских достоинств, не щадя даже женщин. Боготворил только одного человека — Николая I. Государь всегда находил время для театра и, относясь к артисту с большой симпатией, посылал ему подарки. Максимов гордился таким вниманием и называл себя не иначе, как «актером строгого государя».

A. М. Максимов

Печально, но за театральным водевильным блеском и шумным успехом скрывалась глубокая личная драма артиста. Молодость, проведенная в кутежах и попойках, подорвала его здоровье, а пристрастие к горячительным напиткам переросло в тяжёлый алкоголизм. Поддержкой ему была только сцена и глубокая набожность. Дома у него была целая библиотека редких церковных книг, собранных с любовью и пониманием.
Актёр умер от чахотки в возрасте 48 лет и по своему завещанию был похоронен при новгородском Деревяницком монастыре, который так любил.
Подробнее о жизни и творчестве А. М. Максимова в нашей Электронной библиотеке:

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ВЕЧНЫЙ СТРАННИК»
25 марта
1913 г.
     25 марта 1913 года в Петрограде в Новом драматическом театре А. К. Рейнеке (бывший театр В. А. Панаева) в Великий Пост состоялась премьера спектакля Александра Яковлевича Таирова «Вечный странник» по пьесе Осипа Дымова. Музыка, созданная композитором Соломоном Розовским, являлась одной из главных составляющих постановки.

Осип Дымов – драматург



     Осип Дымов — псевдоним широко известного в начале 20 века театрального критика и драматурга — Иосифа Исидоровича Перельмана. Его критические статьи можно было прочесть в журналах «Театр и Искусство», «Сатирикон», «Аполлон». В основу сюжета «Вечного странника» легла история жизни одной еврейской семьи Мордухая Бермана. Семья жила в Галиции рядом с австрийской границей и была вынуждена покинуть родные места, уехав в эмиграцию, что стало главной трагической темой пьесы.

     Музыка, звучавшая в начале и конце спектакля, усиливала это настроение, декорации (например, ворота кладбища в последнем акте) также передавали ужас ситуации. Публика приняла постановку и исполнителей овациями. В зале были случаи истерик. Драматург имел огромный успех (более 20 раз постановку посмотрели зрители после премьеры). Однако мнения критиков разошлись. Н. Н. Тамарин, отмечая достоинства постановки режиссера Таирова, в результате пришел к весьма сдержанному выводу: «Г. Таиров тщательно поставил пьесу. Пролог под музыку, с символическими фигурами странника старца еврея и его дочери (г. Орлов и г-жа Зборовская), написан достаточно витиевато… Тут надо было бы более простоты и страдания»*.

А. Я. Таиров – режиссер

Тамарин, Н. Русский драматический театр / Н. Тамарин // Театр и искусство. 1913. № 13. С. 292-293


Титульный лист машинописного текста пьесы «Вечный странник» с цензурным разрешением к постановке




     Тем не менее сам драматург посчитал, что начинающий режиссер точно передал замысел «Вечного странника»: «Молодой даровитый режиссер А. Я. Таиров вводит в постановку музыкальные моменты и этим идет навстречу моим намерениям; он подчеркнет тот основной лирический тон, который составляет фон моей драмы»*.

Дымов, О. О. И. Дымов о спектакле «Вечный странник» в Театре Рейнеке // Биржевые ведомости. 1913. 25 марта (№ 13465) С. 5

     «Вечный странник» стал последней постановкой Таирова на петербургских подмостках, но не последней в его режиссерской карьере. Впереди его ждали плодотворные и яркие годы творчества в Москве — открытие Камерного театра.