Вера Александровна Лядова
27 марта
1839 г.
27 марта 1839 года родилась артистка балета и оперетты Вера Александровна Лядова.

Ученица Мариуса Петипа, жена балетмейстера Льва Ивановича Иванова, Вера Александровна по своему рождению принадлежала к артистическому семейству. Отец — Александр Николаевич Лядов, балетный дирижер Императорских театров, мать — Любовь Александровна Федорова — балерина, дядя — Константин Николаевич Лядов, главный капельмейстером русской оперы в Санкт-Петербурге.

В. А. Лядова с 10-летнего возраста была помещена в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище, где с успехом одновременно изучала танцевальное и драматическое искусство, а в марте 1858 года была выпущена корифейкой.

Первые спектакли показали, что ее стихия — характерный танец, в котором она была чрезвычайно выразительна, легка, грациозна и очень нравилась зрителям. В продолжение своего пребывания в Императорской труппе артистка участвовала во многих популярных балетах того времени: «Парижский рынок», «Конек-Горбунок, или Царь-девица», «Маркитантка» Ц. Пуни, «Своенравная жена» А. Адана, «Фиаметта, или Торжество любви» и «Золотая рыбка» Л. Минкуса, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Метеора, или Долина звезд» С. Пинто и др.
Вера Александровна также обладала голосом приятного тембра и верной интонации, что позволило ей стать выдающейся артисткой оперетты. Так случилось, что актриса русской драматической труппы Елизавета Матвеевна Левкеева уговорила Веру Александровну участвовать в своем бенефисе. Так осенью 1865 года Лядова явилась на сцене Александринского театра в водевиле «Барская спесь и Анютины глазки», в роли деревенской девушки Анюты. А уже через три года ее ожидал подлинный триумф в оперетте Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена», данной в бенефис режиссера Александринского театра Александра Александровича Яблочкина. Вера Александровна сразу же стала кумиром публики.


Привлекательная внешность, мастерское владение голосом, изящество пластики упрочили ее славу артистки оперетты. Артист Александр Алексеевич Алексеев в своих воспоминаниях пишет: «Весь Петербург устремился в „Александринку“ послушать и посмотреть несравненную Лядову, которая оказалась лучше знаменитой французской опереточной звездочки Деверш, гостившей в то время в столице и выступавшей в тех же самых ролях, в коих выступала и Вера Александровна. Нужно заметить, что первоначальный успех Деверш был страшно велик, но Лядова значительно его сократила и, в конце концов, завладела им совсем. Прославленная Прекрасная Елена-Деверия играла почти при пустом [Михайловском] театре, а в Александринский театр билеты разбирались с бою»*.

Алексеев А. А. Воспоминания актера А. А. Алексеева. М., 1894. С. 190

      В самое короткое время у Веры Александровны составился довольно обширный репертуар, из названий спектаклей которого можно представить, какого плана были созданные ею женские образы: «Царство женщин», «Все мы жаждем любви», «Слабая струна», «Любовные проказы», «Русская свадьба», «Простушка и воспитанная», «Ворона в павлиньих перьях», «Вспышка у домашнего очага», «Взаимное обучение», «Дочь второго полка», «Любовное зелье», «Бедовая девушка», «Катерина или Золотой крестик»…

      Вера Александровна ушла со сцены в зените своей славы: 5 апреля 1870 года ее не стало. Сильная простуда была причиной ее преждевременной смерти. Она была похоронена на Смоленском православном кладбище. В настоящее время останки Веры Александровны перенесены в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.