премьера спектакля
«нефть»
9 мая
1930 г.
9 мая 1930 года Петроградский театр драмы показал премьеру спектакля «Нефть». Постановка пьесы публицистической направленности, написанная братьями Тур (Л. Д. Тубельским и П. Л. Рыжеем), Я. Л. Горевым и А. П. Штейном, стала очередной попыткой театра следовать требованиям времени.

Премьерная афиша спектакля.

Из фондов Российского национального музея музыки.

Со сцены прозвучала история о самоотверженной работе сотрудников опытной станции, все силы которых под руководством ученого-изобретателя Бодэ брошены на изготовление синтетического каучука. Их главной целью является создание нефтяного комбината, где можно было бы развернуть масштабное производство и добиться полного замещение импортного каучука отечественным.

Но на пути к поставленной задаче стоит немало препятствий — неисправное оборудование станции, бюрократические проволочки, внутренние сомнения некоторых участников процесса. Преодолев все преграды, работники станции одерживают победу. Синтетический каучук успешно проходит испытание.

Занавес опускается, но через мгновение поднимается снова. На сцене сверкает огнями нефтяной комбинат, звучит музыка, а в зрительном зале зажигается свет. Председатель совещания цеха производства опытной станции Людов обращается к публике. Он открыто говорит, что комбинат — это всего лишь театральная декорация, а им, сидящим в зале инженерам и рабочим, необходимо стремиться к созданию настоящего комбината.

Так, в финал произведения неожиданно вторгается тема театра.
Публицистический посыл пьесы, обнажение театральной «кухни» и взаимодействие со зрителем подталкивали режиссера Л. С. Вивьена и художника П. П. Снопкова к созданию подчеркнуто условной сценической формы.

«Формально театр стремился создать индустриальный реалистически-условный спектакль, который воздействовал бы на зрителя всеми средствами современного театра — музыкой, динамической установкой, светом, кино, радио», — так говорил Вивьен о поставленных задачах.*

В некоторой степени постановка Госдрамы была откликом на призыв В. Э. Мейерхольда к реконструкции театра посредством, среди прочего, «использования всех средств, какие налицо в других искусствах […], чтобы органическим сплавом таковых на зрительный зал воздействовать».*

Опытная станция на сцене была представлена в виде сложной, подчеркнуто бутафорской конструкции с лестницами и различными трубами. Одним из элементов оформления стал экран, на котором дважды появлялся поставщик импортного каучука Гомберг (сначала — самодовольный, а затем — удрученный).

Леонид Сергеевич Вивьен. 1946 г. Из фондов ГМИ.

Две премьеры // Красная газета. 1930. 9 мая: веч. вып.
Мейерхольд В. Реконструкция театра. Ленинград; Москва, 1930. С. 7.

Эскиз костюма кинооператора.

Художник П. П. Снопков.

Из фондов СПбГТБ.

Но достичь органичного взаимодействия актеров с внебытовой конструкцией не получилось: «Актеры честно лазали по лесенкам и не чувствуя в этом никакой необходимости лениво разыгрывали на свой страх и риск обыкновенную “драмочку”».*

В игре артистов не было той динамики, которая соответствовала бы стремительному темпу тружеников завода. Только музыка Г. Н. Попова, по свидетельству рецензента, давала «подлинную динамику и напряжение там, где этого не могли сделать неуверенный текст или слабо разработанные сценические положения».*

За несогласованность элементов и стилистическую разобщенность жесткой критике подверглась режиссура Вивьена, уделившего «преимущественное внимание» «работе с актерами, да и то не слишком заботясь о смысловых акцентировках».* «Главное противоречие постановки Госдрамы» критик видел «в разрыве между традиционно-бытовой игрой большинства актеров и публицистическими заданиями спектакля, требующими преодоления быта».*

Много лет спустя один из авторов пьесы А. П. Штейн, в неуспехе постановки винил исключительно драматургический материал: «Пьеса была “маловысокохудожественна”. И бедный Леонид Сергеевич [Вивьен] ничего не мог с этим поделать».*
Л. М. Клочковский в роли Журавлева на репетиции спектакля «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
Я. О. Малютин в роли профессора Бодэ в спектакле «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Г. Киселев в роли Федорова на репетиции спектакля «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
Ф. П. Богданов в роли Цыбули на репетиции спектакля «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
Мих. П. «Нефть» // Смена. 1930. 25 мая
Горин М. Спектакль лозунгов реконструкции: «Нефть» в Госдраме // Рабочий и театр. 1930. № 29. С. 11.
Верховский Н. «Нефть» : Премьера в Госдраме // Красная газета. 1930. 22 мая: веч. вып.
Леонид Сергеевич Вивьен : актер, режиссер, педагог. Ленинград, 1988. С. 255.
В 1930 году рецензенты указывали на недостатки пьесы, такие как бесконфликтность, примитивность образов, сбивчивость композиции, но не спешили снимать ответственность с создателей спектакля. А некоторые очевидцы и вовсе утверждали, что театр не только не скрыл ошибки авторов, но даже усугубил их.
В. И. Воронов в роли Ваньки Косого. Из фондов Александринского театра.
В. И. Воронов в роли Ваньки Косого на репетиции спектакля «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
Б. Е. Жуковский в роли Людова. Из фондов Александринского театра.
Б. Е. Жуковский в роли Людова в спектакле «Нефть». Зарисовка художника Т. Э. Визель. Из фондов СПбГМТМИ.
Однако, были отмечены безусловно талантливые работы актеров: Я. О. Малютина (Бодэ), Б. Е. Жуковского (Людов), Г. Н. Осипенко (Мозоль), М. Л. Никельберга (Егоров), В. Г. Киселева (Федоров), Е. П. Карякиной (Рокотова). Хотя отдельные удачно проработанные образы на восприятие спектакля в целом существенно не повлияли. От театра ждали «пересмотра старых методов работы»*.
В. Р. Стрешнева в роли жены Федорова в спектакле «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Г. Киселев в роли Федорова на репетиции спектакля «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
Е. П. Карякина в роли Рокотовой в спектакле «Нефть». Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
М. Л. Никельберг в роли рабочего Егорова. Зарисовка художника Е. Н. Нозиковой. Из фондов СПбГМТМИ.
Е. Кат. Нефть : (Премьера в Госдраме) // Ленинградская правда. 1930. 24 мая.