премьера спектакля
«За тех, кто в море»
8 мая
1946 г.
8 мая 1946 года на сцене Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «За тех, кто в море» по пьесе Б. А. Лавренева в постановке Александра Александровича Музиля. Художником выступил Анатолий Федорович Босулаев, композитором — Иван Иванович Дзержинский.

Программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Спектакль рассказывал о высоком мужестве, героизме балтийских моряков в дни Великой Отечественной войны. Остро ставились в пьесе темы воинского долга и морали, вступающие в борьбу с личными чувствами героев.

Драматический конфликт произведения строился на столкновении двух людей — Боровского и Максимова. Капитан-лейтенант Боровский — неплохой моряк, но «морально нестойкий», для него война, в первую очередь, — средство выдвинуться. Во имя личного он жертвует общим успехом боевой операции, и, когда это приводит к гибели одного из катеров, в страхе за свою карьеру предает товарища, на которого ложится ответственность за его вину. Эгоизму и себялюбию Боровского противопоставлены честность и самоотверженность офицера Максимова.

В спектакле Театра драмы им. А. С. Пушкина роль Боровского исполнил артист Владимир Эммануилович Крюгер. Критики упрекали его в чрезмерной прямолинейности образа. По их мнению, Боровский сложнее и лучше, чем рисовал его актёр.
Роль Максимова исполнил артист Василий Васильевич Меркурьев. Он, напротив, привнес в образ своего героя новые грани и оттенки. Сделал его мягким и обаятельным, чем снискал невероятную симпатию зрителей и восхищение критиков: «Реалистическая сила дарования В. Меркурьева раскрыта в спектакле с такой полнотой и выразительностью, что роль эта должна быть по праву отнесена к числу наиболее ярких актерских достижений последних лет».*
Янковский М. «За тех, кто в море» // Вечерний Ленинград. 1946. 12 мая.
Сцена из спектакля. Из фондов Александринского театра.
В.В. Меркурьев — Максимов, А.Ф. Борисов — Рекало. Из фондов Александринского театра.
К.И. Адашевский — Лишев, Г.К. Кузнецов — Шубин. Из фондов Александринского театра.
Борис Елисеевич Жуковский исполнил роль капитана 2-го ранга Харитонова, собранного, хмуроватого, но щедрого на откровенность, исполненного большого чувства ответственности.

Александр Федорович Борисов прекрасно справился с эпизодической ролю молодого офицера Рекало, человека сердечного, чистого, очень верного.

Николай Константинович Вальяно — воплотил трогательный образ «непонятого» фантазера от технике Клобукова, рассказал о «маленьком винтике» военного боевого механизма, который так нужен и важен.

Константин Игнатьевич Адашевский сыграл старшего лейтенанта Лишева, работника печати, пришедшего на флот.

А. Ф. Борисов в роли Рекало. Из фондов Александринского театра.

Хотя искусствовед и театральный критик Андрей Андреевич Бартошевич довольно строго оценил сценографию спектакля, считая, что она «механистична и подчинена ремаркам» и не выражает в полной мере атмосферы «пьесы большого масштаба и полета мысли»*, сохранившиеся эскизы говорят об очень интересном решении художника.
Бартошевич А. А. О художественном оформлении спектакля // Вечерний Ленинград. 1946. 27 сент.