возобновление спектакля «Дон Жуан»
13 мая
1922 г.
13 мая 1922 года на сцене Петроградского драматического театра был возобновлен спектакль по пьесе Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан». Премьера постановки Вс. Э. Мейерхольда в красочных декорациях А. Я. Головина состоялась еще 9 ноября 1910 года. Название знаменитой пьесы французского комедиографа не сходило с афиш Александринского театра до конца сезона 1914/1915 гг.

Ю. М. Юрьев — Дон Жуан. Из фондов СПбГМТМИ.

Смерть Константина Александровича Варламова — выдающегося актера, короля русского смеха , игравшего Сганареля, слугу Дон Жуана, — казалось, навсегда прервала существование спектакля. Но после революции, для укрепления репертуара было принято решение о возобновлении лучших представлений театра. «Дон Жуан» был бесспорно одним из таковых.

За двенадцать лет, прошедших с момента премьеры комедии Мольера, многое изменилось. Перемены коснулись и спектакля: представление возобновлялось без участия режиссёра, произошли замены артистов, некоторые сцены были убраны из постановки. Однако, рецензенты отмечали прежнее «праздничное, мажорное» впечатление от происходящего на сцене, «отпечаток чисто французской легкости и галантности».

Неизменным осталось «безукоризненное» исполнение Юрием Михайловичем Юрьевым главного действующего лица комедии — Дон Жуана . Как и прежде артист просто зачаровывал зрителей своей «неувядаемой молодостью и изысканным изяществом», которое проявлялось «и в его быстрой, искрометной речи, и в танцующей походке, и в полных рыцарского благородства манерах».
Осталось неизменными и великолепные костюмы и декорации Головина, которым критики уделяли особое внимание ещё в 1910 году. Головин создал ряд тяжёлых красных, золотых и серебряных завес на сцене, тем самым продолжая зрительный зал. Занавес был убран, спектакль проходил при свете люстр. Сам режиссёр в 1910 году писал: «И не надо погружать зрительный зал в темноту, ни в антрактах, ни во время хода действия. Яркий свет заражает пришедших в театр праздничным настроением».*
Мейерхольд В. Э. К постановке «Дон Жуана» // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 1. 1891-1917. Москва, 1968. С.197.
Эскиз декорации для постановки комедии Ж.-Б.Мольера «Дон Жуан». Художник А.Я.Головин. 1910 г. Из фондов ГРМ.
Сцена из спектакля. Из фондов Музея Александринского театра.
Новое исполнение Борисом Анатольевичем Горин-Горяйновым роли Сганареля вызвало особый интерес критиков. Этот персонаж ему, безусловно, удался. В образе, созданным артистом, зрители увидели типичного Сганареля — находчивого слугу «богатого природным юмором и страдающего всеми человеческими слабостями».

И хоть в последнем трагическом действии, при появлении статуи Командора, артист чрезмерно комиковал, и зрители не могли удержаться от хохота, глядя на него, в целом его исполнение всем очень понравилось.

«Горин-Горяйнов был так увлекательно красочен, что его исполнение едва ли доступно критике», — подытоживал свои театральные впечатления Н. Розенталь.*

Через 10 лет, в 1932 году Вс. Э. Мейерхольд создал третью редакцию спектакля, убрав некоторые второстепенные персонажи. Поменялись и исполнители большинства ролей, но талантливый актерский дуэт Юрьев — Горин-Горяйнов все так же радовал зрителей в новой постановке.



Б. А. Горин-Горяйнов — Сганарель. Из фондов Музея Александринского театра.

Розенталь Н. Театральные впечатления // Еженедельник государственных академических театров. 1922. № 7. С. 16.
Еженедельник государственных академических театров. 1922. № 7. С. 15–16.