Премьера спектакля «Заговор Фиеско»
25 мая
1920 г.
25 мая 1920 года на сцене Петроградского академического театра состоялась премьера спектакля «Заговор Фиеско» — пьесы Ф. Шиллера, запрещенной для исполнения в дореволюционной России. Спектакль стал поворотным в судьбе режиссера Николая Васильевича Смолича.

Н. В. Смолич

Работа над спектаклем сопровождалась драматическими событиями. Это коснулось оформления спектакля. Декорации были поручены О. К. Аллегри, но к назначенному сроку он не успевал. За месяц до премьеры группа художников (П. Б. Ламбин, Г. А. Косяков, М. П. Бобышов, Б. А. Альмединген и М. П. Зандин) пришли к решению взять на себя коллективный труд выполнения декораций по эскизам О. К. Аллегри. Каждый из художников написал кто одну, кто две-три картины. А сам Смолич был вынужден подбирать костюмы «с миру по нитке».

В служебной записке он писал о том, что нужно собрать: «1. Все имеющиеся мужские костюмы черного бархата (Италия, первая половина XVI в.). 2. Черные бархатные платья для женщин (можно и не бархатные). 3. Все мужские и женские костюмы из пьесы «Усмирение строптивой». 4. Все платья Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» работы Корвина-Круковского»*.

Цит. по: Третьякова Е. В. Николай Васильевич Смолич // Сюжеты Александринской сцены. Санкт-Петербург, 2018. Т. 2: Актеры. Режиссеры. С. 259.
Такие усилия превзошли все ожидания. «Что особенно обратило внимание зрителя в новой постановке, так это — декорации. За революционное время таких декораций для Александринского театра еще не делалось. Мало говорить, что они были роскошны, они отличались высокой художественностью и написаны с той импозантностью, которая, говорим не преувеличивая, невольно напомнила о давно прошедших временах Гонзаго. Несмотря на все величие и смелость архитектурных замыслов, декорации не давили своей громоздкостью ... Они были театральны, удобны при перестановках, а главное — талантливо исполнены».*
[Поляков А. С.] Драма // Бирюч Петроградских Государственных театров. 1921. Сб. II  С. 393-394.
Спектакль получился густонаселенным и пышным. Сегодня мы бы его назвали грандиозным костюмным зрелищем. Михаил Кузмин писал: «Я не знаю, существуют ли реальные практические основания для моего впечатления от шиллеровой трагедии в Александринском театре, но мне показалось, что для данного театра этот спектакль очень важен, более важен, чем это можно предполагать. Какой-то подсчет сил, возможностей и просто доброй воли, — смотр. Во-первых, почти единственный (не считая «Женитьбы Фигаро») спектакль, достойный академической сцены, вообще почти единственная постановка за этот сезон во всех трех академических театрах; во-вторых, новые, специальные декорации, обильная музыка, лучший состав (Ведринская, Тиме, Домашева, Студенцов, Лешков, Ге)»*

Премьерная программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Кузмин М. Шиллер в Академическом театре («Заговор Фиеско») // Жизнь искусства. 1920. № 463. С. 1.
Сохранились портретные зарисовки актеров в ролях, сделанные историком кино, драматургом, театральным режиссером Борисом Сергеевичем Лихачевым.
В.С.Чернорудый в роли Сакко. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
Н.Л.Южанов в роли Аччератто. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
Г.И.Горелов в роли Ломелино. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
М.А.Ведринская в роли Леоноры. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
А.С.Любош в роли Центурионе. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
В.А.Гарлин в роли Андреа Дориа. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
Г.Г.Ге в роли Веррина. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
А.И.Нежданов в роли Цибо. Художник Б.С.Лихачев. Из фондов СПбГМТМИ.
В работе Смолича критики увидели задатки музыкального режиссера, уже через год он репетировал «Травиату» в бывшем Михайловском театре, начав новую карьеру, которая оказалась более успешной, нежели карьера актера и режиссера драматического театра.
[Поляков А. С.] Драма // Бирюч Петроградских Государственных театров. 1921. Сб. II  С. 393-394.