Премьера спектакля «Беседы с Сократом»
27 мая
1976 г.
«у ю. толубеевА сократ прекрасен самым высоким и
благородным достоянием человека — мыслью».
— ю. алянский —
27 мая 1976 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Беседы с Сократом» по пьесе Э. Радзинского в постановке Н. М. Шейко. Художником спектакля выступил М. Ф. Китаев. Заглавную роль блистательно исполнил Юрий Толубеев.
Критики, оценивая спектакль, много писали об игре Толубеева, сумевшего вовлечь зрителя в стихию познания истины, в мир удовольствия чувствовать себя свободным человеком. Сократу в пьесе 70 лет и артисту-сверстнику удалось психологически точно и тонко огранить сокрушительную мощь и обаяние своего героя.

Толубеев в интервью с Э. Белой говорит: «Сократ находится в состоянии постоянного творческого горения. Он неоднократно призывает собеседника: "Давай исследуем!". Работая над ролью, я отталкивался от этой реплики, очень точно передающей устремленность Сократа к познанию, к открытию нового, к логическому обоснованию своих выводов. В исследовании поступков окружающих людей, в анализе происходящих событий Сократ видит смысл жизни, возможность ее улучшить»*.

Ю. В. Толубеев в роли Сократа. Из фондов Музея Александринского театра.

Толубеев Ю. Интервью в номер / Интервью вела Э. Белая // Советская культура. 1976. 8 июня (№46). С. 3.

Н. Н. Ургант в роли Ксантипы. Из фондов Музея Александринского театра.

«Беседы с Сократом» — один из самых любимых спектаклей Ю. Толубеева, но он стал и его последним.

Нина Ургант, сыгравшая роль жены Сократа, вспоминала: «…Он [Толубеев] всей своей жизнью был готов к этой роли — такой человеческий и актерский багаж… Когда я работала над Ксантипой, то долго не могла решить, какой же она должна быть; прощать ему, или злиться на него. И одна фраза Юрия Владимировича подсказала мне окончательное решение. Однажды, когда репетиции шли уже на сцене, Толубеев постучался в мою гримуборную и позвал: "Ксантипушка, ты готова, я тебя жду". И тогда я поняла, что Ксантипа должна любить Сократа, как любят один раз в жизни и на всю жизнь. На этой любви я и построила свою роль. Так он и остался в моей памяти на всю оставшуюся жизнь мудрым и любимым Сократом. Спектакль продолжает идти в театре с другими исполнителями, а я отказалась играть. Моя Ксантипа родилась вместе с Сократом — Толубеевым и умерла вместе с ним» *.
Юрий Толубеев. Воспоминания, статьи, письма. Москва, 1988. С. 136-137.
Вместе с Ю. В. Толубеевым и Н. Н. Ургант в спектакле были заняты артисты: С. С. Сытник (1-й ученик Сократа), В. В. Куксин (2-й ученик Сократ), И. Н. Комаров (Анит), В. В. Эренберг (Фрасибул), Е. И. Байковский (Продик), Р. А. Катанский (Мелет), И. П. Вознесенская (Гарпия), К. И. Адашевский (Тюремщик), А. Ф. Селезнев (Притан), П. П. Гусаков (Геракл) и другие.
Ю.В.Толубеев — Сократ, С.С.Сытник — 1-й ученик Сократа. Из фондов Музея Александринского театра.
Ю.В.Толубеев — Сократ, К.И.Адашевский — Тюремщик. Из фондов Музея Александринского театра.
Ю.В.Толубеев — Сократ, Е.И. Байковский — Продик. Из фондов Музея Александринского театра.
В.В. Эренберг — Фрасибул. Из фондов Музея Александринского театра.
Сценография М. Ф. Китаева была подчеркнута скупа и подталкивала зрителя к метафорическим обобщениям. «Сцена представляет собой берег моря, усыпанный отполированными камнями и ракушками: берег жизни, океан веков. Место действия каждый раз лаконично конкретизируется... И над всем этим — бело-мраморная голова гривастого Зевса. Она неустойчиво помещена на кусок колонны, а потом и вовсе как бы воспаряет, повисает в воздухе. Мифический бог на небесах».*
Зайцев Н. Разум и сердце Сократа // Вечерний Ленинград. 1976. 23 июля.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. Ф. Китаев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. Ф. Китаев. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Зайцев Н. Разум и сердце Сократа // Вечерний Ленинград. 1976. 23 июля.
Алянский Ю. После беседы с Сократом // Ленинградская правда. 1976. 15 окт.