премьера спектакля «Дон Кихот»
1 ноября
1933 г.
1 ноября 1933 года Ленинградский театр драмы открыл в помещении бывшего театра «Пассаж» Малую сцену спектаклем «Дон Кихот».
В «Красной газете» было напечатано, что «для наиболее полного выявления творческих ресурсов труппы Госдрамы, малая сцена предполагает давать экспериментальные спектакли в плане разработки новых жанров и типов спектакля»*.

Постановщик Борис Михайлович Сушкевич и режиссер Борис Анатольевич Горин-Горяйнов взяли пьесу Георгия Ивановича Чулкова по роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Для инсценировки драматург выбрал некоторые эпизоды из той части произведения, в которой действие разворачивалось в герцогском замке, как наиболее ярко раскрывающие личность Дон Кихота.

Борис Сушкевич писал: «Дон Кихот смешен, как пережиток феодального прошлого. И, вместе с тем, образ его трагичен, ибо раскрывает перед нами трагическое одиночество мечтателя-идеалиста, социального утописта, поборника справедливости в смеющемся и издевающемся над ним мире»*.



Эскиз бутафорской лошади к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.

Малая сцена Госдрамы // Красная газета. 1933. 1 нояб. С. 1.

Сушкеич Б. Как мы ставим «Дон Кихота» // Красная газета. 1933. 1 нояб. С. 1.

Эскиз костюма Дон Кихота к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Я.О. Малютин в роли Дон Кихота. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Дон Кихота к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Специально к открытию Малой сцены и премьере спектакля была устроена выставка, организованная Ленинградским театральным музеем и Государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дон Кихот в литературе, искусстве и театре». Театр выпустил брошюру известного литературоведа и театрального критика К. Н. Державина «Сервантес и Дон Кихот», где автор представил анализ романа, и, самое главное, анализ образа главного героя.
Эскиз мужского костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Разбойника к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз женского костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз мужского костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов СПбГМТМИ.
В постановке участвовали замечательные и любимые зрителями артисты: М. Ф. Романов — Герцог Карлос де Борха, Т. А. Глебова — Герцогиня Мария-Луиса де Борха, Е. М. Вольф-Израэль — Альтисидора, Е. П. Карякина — Альдонса и Дульсинея, А. Н. Орлова — Эмеренсия. Роль Дон Кихота исполнил Яков Осипович Малютин, а Санчо Панса — Николай Константинович Вальяно.
Е. С. Плюто в роли Придворной дамы. Из фондов Александринского театра.
Н. К. Вальяно — Санчо Панса, Е. П. Карякина — Альдонса. Из фондов Александринского театра.
Т. А. Глебова в роли Герцогини Марии Луисы. Из фондов Александринского театра.
М. Л. Никельберг в роли Панкрасио. Из фондов Александринского театра.
Вместо острого реализма, которые некоторые критики ждали от этого спектакля, «постановка перевела почти всё действие в иллюзорно-гротескный план», а взамен «полнокровных образов Сервантеса» зритель увидел «какие-то причудливые условные маски». Герцог, от которого привычно ждали образа жестокого деспота, был изображен «как придурковатый, но добродушный помещик, танцующий среди своих придворных», а Герцогиня — «доброй и простой женщиной». Трактовка образа главного действующего лица — Дон Кихота, сыгранного Малютиным — также показалась многим малоудачной: это был «не грандиозный безумец, а скорее убогий, клинический умалишенный».*

См.: Смирнов А. «Дон-Кихот» на Малой сцене Гостеатра драмы // Рабочий и театр. 1933. №32 (нояб.). С. 9.

Эскиз карнавального костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз карнавального костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз карнавального костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз карнавального костюма к спектаклю. Художник М. А. Григорьев. Из фондов Из фондов СПбГМТМИ.
Но, что бесспорно отмечали все — это был яркий, «нарядный», очень живописный спектакль, оформленный талантливым художником Михаилом Александровичем Григорьевым. «По своим эстетическим пристрастиям "младший мирискусник" М. А. Григорьев (1899–1960) не понимал и не любил "измы" в театрально-декорационном искусстве. Его стихией была красочная повествовательность, замешанная на крепком растворе театральности», — писала о художнике Л. С. Овэс.*

Овэс Л. [Вступительная статья к публ. писем М. А. Григорьева] // Петербургский театральный журнал. 1996. №9.