Премьера спектакля
«всё остается людям»
2 ноября
1959 г.
undefined
«Все, что удалось тебе свершить на земле, — это вся твоя жизнь.
Все остается людям, только людям»
- профессор дронов -
2 ноября 1959 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера пьесы С. Алешина «Все остается людям» в постановке Леонида Сергеевич Вивьена и Антонина Николаевича Даусона.
Главный герой пьесы — известный ученый Дронов — работает над созданием нового типа реактивного двигателя. Однако Дронов тяжело болен и боится не успеть завершить испытание, которое уже не раз прошло неудачно. Ученый полностью погружается в реализацию проекта, размышляя при этом, кому из коллег в случае смерти можно было бы передать свой «факел», — ценные плоды научных трудов.

Режиссеры спектакля Леонид Вивьен и Антонин Даусон детально проработали текст пьесы. Не совершив, на первый взгляд, никаких значительных изменений, постановщики акцентировали большее внимание на оптимистической стороне тематики пьесы.

«Вместе с автором режиссеры проделали большую редакторскую работу над текстом, уточняя характеристики героев, снимая излишне мрачный колорит пьесы. И можно смело сказать, что театр выиграл спектакль».*

Режиссерам удалось исправить и некоторые драматические недостатки пьесы. Спектакль смотрелся с напряженным интересом, волновал, заставлял думать, повышал зрительскую требовательность к себе и окружающим.*

Премьерная афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

Особенно важным в спектакле стало беспрерывное ощущение теплоты и задушевности, далекой от ложной сентиментальности. Трагическую судьбу ученого Дронова актеры передавали без излишнего драматизма, но с точным чувством глубокой нежности к герою.
Г. К. Инютина в роли Натальи Дмитриевны, Н. К. Черкасов в роли Дронова. Из фондов Александринского театра.
Л. П. Штыкан в роли Аси Давыдовой, Н. К. Черкасов в роли Дронова. Из фондов Александринского театра.
Л. П. Штыкан в роли Аси Давыдовой, Н. К. Черкасов в роли Дронова. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Фрейндлих в роли Серафима Николаевича, Н. К. Черкасов в роли Дронова. Из фондов Александринского театра.
В постановке были заняты ведущие артисты, любимцы зрителей: Николай Константинович Черкасов, Яков Осипович Малютин, Бруно Артурович Фрейндлих, Галина Константиновна Инютина, Лидия Петровна Штыкан, Игорь Олегович Горбачев. А также недавно пришедшие молодые артисты Пантелеймон Александрович Крымов, Людмила Николаевна Петухова.
Л. Н. Петухова в роли Румянцевой, П. А. Крымов в роли Вязьмина. Из фондов Александринского театра.
Г. К. Инютина в роли Натальи Дмитриевны, Л. П. Штыкан в роли Аси Давыдовой. Из фондов Александринского театра.
Л. П. Штыкан в роли Аси Давыдовой, И. О. Горбачев в роли Морозова. Из фондов Александринского театра.
Я. О. Малютин — Моргунов, Н. К. Черкасов — Дронов, Б. А. Фрейндлих — Серафим Николаевич, Л.Н. Петухова — Румянцева. Из фондов Александринского театра.

Н. К. Черкасов в роли Дронова. Из фондов Александринского театра.

Николай Черкасов играл обаятельного, влюбленного в жизнь, работу и творчество человека. «Верится, что этот человек, зная о том, что его дни сочтены, делает все, чтобы успеть завершить главное дело своей жизни, не считаясь с тем, что это приближает смерть. Он не может существовать. Он может только жить».*

Критики в своих рецензиях уделяли внимание практически каждому действующему лицу, выделяя сильные и слабые стороны созданных образов. С уверенностью можно было сказать, что значительный актерский состав стал решающей составляющей успеха спектакля.

Помимо преданных науке и общему делу людей, Дронова окружали и его антиподы. «Творческому горению ученого противопоставлены "свинцовое равнодушие" Морозова и философия религиозного утешительства отца Серафима. Его проповеди веры в загробный мир Дронов противопоставляет материалистическую идею веры в разум и силы Человека».*
Н. К. Черкасов в роли Дронова. Зарисовка А. М. Галеркина. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. К. Черкасов в роли Дронова. Зарисовка А. М. Галеркина. Из фондов СПбГМТМИ.
Н. К. Черкасов в роли Дронова. Зарисовка А. М. Галеркина. Из фондов СПбГМТМИ.
Этот спор становился основной для философского диалога Театра со Зрителем о том, что человек оставляет миру после себя и в чем главная ценность его жизни. В этом диалоге и было основное значение и ценность спектакля.*
Персидская О. Факел будет гореть // Ленинградская правда. 1959. 5 нояб.
См: Кочетов А. Человек побеждает смерть // Вечерний Ленинград. 1959. 17 нояб.
Статьи о спектаклях Театра драмы им. А. С. Пушкина за 1975 год.
Аудиозапись спектакля