Вера Федоровна Комиссаржевская
8 ноября
1864 г.
8 ноября 1864 года родилась легендарная актриса русского театра Вера Федоровна Комиссаржевская, чья сравнительно краткая сценическая жизнь вот уже больше века остается объектом исследования для историков и теоретиков театра.
Становление актрисы Комиссаржевской происходило в эпоху зарождения новых направлений сценического искусства. Ее имя связывают с модернистскими исканиями в отечественном театре. Г. В. Титова полагала, что «связь <…> Комиссаржевской с модерном была глубинной, органической, отчего актриса могла ее и не осознавать», «а ее сценический стиль чем дальше, тем больше сближался с выразительными средствами модерна».*

В творчестве Комиссаржевской, равно как и в ней самой, отражался дух беспокойного времени большого перелома, когда разрушались былые идеалы, одни ценности сменялись другими, возникала жажда перемен и борьбы за них. Комиссаржевская была кумиром прогрессивной молодежи, ее «солнцем».

На подмостках Александринского театра актриса оказалась в 1896 г. До этого знаменательного события она недолго училась у актера В. Н. Давыдова, занималась у своего отца (оперного певца Ф. П. Комиссаржевского) в классе при Обществе искусства и литературы, где участвовала в постановках К. С. Станиславского и была его партнершей, затем, последовала череда успешных выступлений в антрепризах Н. Н. Синельникова (Новочеркасск), П. А. Струйской (Ораниенбаум-Озерки), К. Н. Незлобина (Вильно).

В. Ф. Комиссаржевская. Из фондов СПбГМТМИ.

Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру. Санкт-Петербург, 2006. С. 34, 37.
Комиссаржевская сыграла десятки ролей в водевилях, комедиях, драмах, трагедиях и обратила на себя всеобщее внимание неожиданным для многих исполнением. Она не искала только внешней выразительности.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Вари в спектакле «Дикарка» Александринского театра. 1899 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Княжны Ольги в спектакле «Накипь» Александринского театра. 1899 г. Из фондов ГМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в заглавной роли в спектакле «Снегурочка» Александринского театра. 1900 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Офелии в спектакле «Гамлет» Александринского театра. 1900 г. Из фондов СПбГМТМИ.

В. Ф. Комиссаржевская.

Из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

В ее пластическом рисунке отсутствовала нарочитая театральность. Мимика и движения были продиктованы переживанием, чувством, эмоциональным порывом. Актриса легко импровизировала. Образы казались естественными и жизненно правдивыми. Придерживаясь собственной интерпретации, подчиняясь своему субъективному восприятию материала, Комиссаржевская, зачастую, расширяла внутренние границы роли. Некоторые ее образы оказывались сложнее авторских и иногда обретали не заложенное драматургом трагическое звучание.

Работа в Александринском театре, которая продолжалась всего шесть лет (с 1896 по 1902 гг.), – особый этап в творческой биографии актрисы, как писал А. Я. Альтшуллер, «пора интенсивного обогащения знаниями, выработки своей эстетической программы».* В этот период она оттачивала и совершенствовала мастерство, интересовалась философией Ф. Ницше, ощутила внутренние связи своего искусства с новой драмой, открыла для себя драматургию А. П. Чехова и почувствовала совпадение с ней. «Я срослась с ней душой навек», — так писала Комиссаржевская Чехову о «Чайке», в которой непревзойденно сыграла свою знаковую роль Нины Заречной (1896). Автор высоко оценил ее исполнение.

Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. Ленинград, 1968. С. 246.
На императорской сцене Комиссаржевская создала немало сценических шедевров, ставших эталонными и навсегда вошедших в историю русского театра. Она изменила представление о трактовке классических ролей и неизбежно повлияла на дальнейшее их воплощение.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Норы в спектакле «Кукольный дом (Нора)» Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской. 1904 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной в спектакле «Чайка» Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Беатрисы в спектакле «Сестра Беатриса» Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской. 1906 г. Из фондов СПбГМТМИ.
В. Ф. Комиссаржевская в роли Рози в спектакле «Бой бабочек» Александринского театра. 1896 г. Из фондов ГИМ.
Например, ею глубоко был переосмыслен образ Ларисы в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Подробный анализ этой актерской работы произвела исследователь творчества Комиссаржевской Ю. П. Рыбакова, считавшая, что актриса «показала духовную трагедию современной интеллигентной женщины». Образ был пронизан лирикой, осознанием безысходности. «Повышенная температура чувств и крайняя степень их выражения переводили героиню Островского в более высокий романтический план , который … возникал неожиданно, придавая бытовой достоверности игры обобщающий символический смысл», — писала Рыбакова, также отмечая, что «Комиссаржевская положила начало сценической традиции образа Ларисы»*.

Искусство актрисы находилось в противоречии со сложившимися исполнительскими традициями Александринской сцены. Ломая устоявшиеся эстетические каноны и составляя конкуренцию другой ведущей актрисе театра — М. Г. Савиной, Комиссаржевская вызывала «огонь на себя» со стороны консервативных приверженцев старой школы. Основными почитателями ее таланта становились люди иного толка. Крупной, самодостаточной творческой личности было невыносимо сложно находится в тисках казенной сцены того времени.

В. Ф. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле «Бесприданница» Александринского театра. 1896 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Ленинград, 1971. С. 41.

В. Ф. Комиссаржевская за письменным столом.

Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

«Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе — последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь родничок, то он скоро иссякнет. Успех имею при этом огромный и силюсь тщетно понять, в чем же дело», — писала актриса в 1899 г. Чехову.*

В 1902 г. Комиссаржевская приняла решение покинуть Александринский театр. К этому непростому шагу ее подтолкнули назревшая потребность расширить репертуар и жажда творческой независимости. Наступал новый этап жизни актрисы – краткий, но насыщенный и яркий, со своими промахами и триумфами. Неизменной оставалась вера в себя, свое искусство и его предназначение.

Как справедливо утверждала Рыбакова, Комиссаржевская, с ее «главной темой» «борьбы за духовную свободу человека», — «вечно живое явление в истории русской культуры».*

Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы. Ленинград ; Москва, 1964. С. 70.
Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы. Ленинград ; Москва, 1964. С. 5.