премьера спектакля «ВАВА»
9 ноября
1895 г.
9 ноября 1895 года на сцене Императорского Александринского театра состоялась премьера спектакля «Вава» по пьесе Софьи Адольфовны Кеттлер и Виктора Александровича Крылова.
Сюжет был заимствован драматургами из повести Ги де Мопассана «Иветта», но действие перенесено авторами в современный Петербург и концовка изменена. В отличии от реалистичного финала новеллы французского писателя о героине, решившей покончить жизнь самоубийством чтобы не стать содержанкой, а затем покорившейся неизбежному, в комедии «Вава» все благополучно кончалось свадьбой.

«У одной из особ петербургского полусвета есть дочь — Вава, которую мать, имея ее при себе, ухитрилась как-то изолировать от тех особенностей, какие характеризуют наш полусвет. На сцене мы застаем Ваву уже девушкой, сохранившей, несмотря ни на что, доверчивость, наивность, чистоту помыслов и прелесть ребенка. Постепенно Вава начинает прозревать и, прозрев совсем и полюбив некоего офицера Немчинова, решает покончить с собой. Ей это не удается. Немчинов тронут, предлагает Ваве руку и сердце. В заключение поцелуй жениха и невесты. Зрителю горько, он вспоминает развязку Иветты... Нет, мы все-таки в России», — иронично передавал сюжет комедии театральный обозреватель.*

Особое внимание зрителей привлекли главные женские персонажи постановки. Графиню Обарди, мать героини, играла актриса Императорских театров Антонина Михайловна Дюжикова, с особым изяществом, присущим ее таланту, исполнившая роль обольстительной львицы полусвета.

Из фондов СПбГТБ

У. Театральные письма. «Вава» // Театрал. 1895. № 46 (нояб.). С. 124–125.
А. М. Дюжикова, исполнительница роли графини Обарди. Из фондов Александринского театра.
М. А. Потоцкая в роли Вавы. Из фондов СПбГМТМИ.
Р. Б. Аполлонский, исполнитель роли Немчинова. Из фондов СПбГМТМИ.
Портрет П. М. Медведева, исполнителя роли Барона Натансона. Художник Ф. П. Травкин. Из фондов СПбГМТМИ.
Роль Вавы, дочери графини, исполнила актриса, поступившая в труппу Александринского театра в 1892 году, Мария Александровна Потоцкая. Она сыграла, по мнению критиков, лучше всех. Создавалось впечатление, что данная роль написана специально для нее и «если бы не однообразие модуляции голоса актрисы и волнение, можно было бы назвать исполнение Вавы почти идеальным»*.
У. Театральные письма. «Вава» // Театрал. 1895. № 46 (нояб.). С. 126.
М. А. Потоцкая в роли Вавы. Из фондов СПбГМТМИ.
М. А. Потоцкая в роли Вавы. Из фондов СПбГМТМИ.
М. А. Потоцкая в роли Вавы. Из фондов СПбГМТМИ.
М. А. Потоцкая в роли Вавы. Из фондов СПбГМТМИ.
Сыграна пьеса была «очень удачно». Большинство зрителей вызывало автора, и на поклоны выходила Софья Кеттлер.
У. Театральные письма. «Вава» // Театрал. 1895. № 46 (нояб.). С. 124–126.
Санкт-Петербург: Русский драматический театр // Ежегодник Императорских театров. Cезон 1895/1896 гг. С. 151–153.