Борис Анатольевич
Горин-Горяйнов
18 ноября
1883 г.
18 ноября 1883 года родился Народный артист РСФСР Борис Анатольевич Горин-Горяйнов — артист, обладавший редким даром импровизации.

Б. А. Горин-Горяйнов. Из фондов Александринского театра.

Его отцом был известный в своё время актер Александринского театра Анатолий Михайлович Горяйнов, выступавший в первые годы на сцене под фамилией Горин. Позже Анатолий Михайлович прибавил к своей фамилии псевдоним, став Горин-Горяйновым. Его сын продолжил дело отца, прослужив в Александринском, позднее Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина, 33 года, оставаясь на протяжении всех этих лет одним из самых талантливых и заслуженных, одним из самых любимых зрителями актеров театра.

Не получив профессионального актерского образования, он в 18 лет вышел на театральные подмостки: учась на юридическом факультете Петербургского университета стал выступать на сценах Немецкого клуба и Василеостровского театра. Затем несколько лет Анатолий Михайлович набирал актерский опыт на провинциальных сценах, много гастролировал, служил в петербургском Новом театре Л. Б. Яворской и московском Театре Корша.

«Сочетание в одном лице большого таланта, образованности и огромной сценической практики сделало из Горин-Горяинова оригинального и сильного актера, обладавшего незаурядным культурным кругозором, что было в те времена большой редкостью».*
Малютин Я. О. Народный артист Б. А. Горин-Горяйнов // Малютин Я. О. Звезды и созвездия. Санкт-Петербург, 1996. С. 72.
В 1911 г. по рекомендации М. Г. Савиной Горин-Горяйнов дебютировал в Александринском театре, заявив о себе прежде всего как об актере, которому доступны самые разнообразные краски комедийной палитры.
Вскоре он сыграл Хлестакова, заменив Р. Б.  Аполлонского и снискав славу исполнителя, наиболее точно отображающего замысел автора. Этот персонаж был знаковым в судьбе артиста: именно в этой роли он впервые почувствовал зрительский успех, выучив ее и сыграв в 10 лет перед своими одноклассниками на любительской сцене саратовской гимназии. «Я был на седьмом небе, и это выступление оставило во мне на всю жизнь неизгладимый след»,— вспоминал Борис Анатольевич о начале своей «театральной карьеры».*

«В нем было, как говорится, все и все без прикрас. Его Хлестаков воспринимался и как фитюлька, и как тряпка, и как петербургский хлыщ, которого городничий мог принять за важного человека. Это был именно тот Хлестаков, который внушил городничему опасение, что может "разнести по всему свету историю". Это был человек без руля и без ветрил, меняющий в зависимости от обстоятельств характер своего поведения и даже собственный характер. Основное, что играл в Хлестакове Горин-Горяинов, — это обезличенность, отсутствие личной определенности. Но самое замечательное, что это отсутствие становилось у него самой яркой чертой личности. Хлестаков принадлежал к вершине творчества актера и мог служить мерилом его огромного дарования, мастерства и трудолюбия».*

Б. А. Горин-Горяйнов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор» Александринского театра. 1912 г. Из фондов СПбГМТМИ.

Борис Анатольевич Горин-Горяйнов // Актеры и режиссеры. Театральная Россия : [автобиографии]. Москва : Современные проблемы, 1928. С. 290.
За время сценической деятельности на подмостках родного театра Б. А. Горин-Горяйновым была создана галерея театральных образов, неизменно отмеченных печатью высочайшего профессионализма, смелостью и оригинальностью замысла и тонкостью исполнения: Репетилов («Горе от ума»), Кочкарев («Женитьба»), Фигаро («Женитьба Фигаро»), Скапен («Проделки Скапена»), Казарин («Маскарад»), Цезарь («Цезарь и Клеопатра») и многие другие.
Б. А. Горин-Горяйнов и И. К. Де-Лазари. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов — Санчо Панса, Н. К. Черкасов — Дон-Кихот в спектакле «Дон-Кихот» Театра драмы им. А. С. Пушкина. 1941 г. Из фондов Александринского театра..
Б. А. Горин-Горяйнов — Опочинин, Е. И. Тиме — Вера Сергеевна в спектакле «Другая жизнь» Александринского театра. 1916 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов— Счастливцев, Е. П. Корчагина-Александровская — Улита в спектакле «Лес» Ленинградского театра драмы. 1936 г. Из фондов Александринского театра.
Мастер сценического портрета с виртуозной техникой, он умел раскрыть всю неповторимость персонажа, осмысляя и приближая сценический образ к собственной художественной организации. «Владеть сценой» для Бориса Анатольевича — значило чувствовать себя естественно и непринужденно в каждой роли, в любой пьесе, быть «как дома».
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Михея Михеича Крутицкого в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Ленинградского театра драмы. 1933 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Князя Лиговского в спектакле «Два брата» Александирнского театра. 1915 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Пьера Массубра в спектакле «Мольба о жизни» Ленинградского театра драмы. 1935 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Ленинградского театра драмы. 1935 г. Из фондов Александринского театра.
«Каждое его появление на сцене вызывало радостную улыбку, контакт между ним и зрительным залом устанавливался очень быстро... Он был актер-выдумщик, он любил импровизировать, любил актерский трюк», — вспоминал о яркой индивидуальности артиста его друг и коллега Я. О. Малютин.* В статье, посвященной Горин-Горяинову, К. Н. Державин называет его артистом-«фантазистом».*
Малютин Я. О. Народный артист Б. А. Горин-Горяйнов // Малютин Я. О. Звезды и созвездия. Санкт-Петербург, 1996. С. 82.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Репетилова в спектакле «Горе от ума» Ленинградского театра драмы. 1928 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Александринского театра. 1913 г. Из фондов Александринского театра.
Б  А. Горин-Горяйнов в роли Александрова в спектакле «Живой труп» Александринского театра. 1911 г. Из фондов Александринского театра.
Б. А. Горин-Горяйнов в роли графа Валерьяна Николаевича Любина в спектакле «Провинциалка» Александринского театра. 1915 г. Из фондов Александринского театра.

Б. А. Горин-Горяйнов на репетиции. Из фондов Александринского театра.

«Блистательный мастер "салонной" комедии, шутник и выдумщик, он неожиданно открывал себя как художника страстной драматической правды. От виртуозной непринужденности и импровизации он обращался к глубокому и смелому трагическому гротеску. Ему не нужно было искать неожиданные решения в каждой новой роли — неожиданностью оказывался он сам, со своей причудливой и торопливой речью, с интонациями и ударениями, которые никогда нельзя было предугадать».*

Большое место в жизни Горин-Горяинова занимала литературная деятельность — переводы французских пьес, сочинение книг, в которых он обнаружил незаурядный литературный талант. Его мемуары «Кулисы»* и «Актеры»*, написанные легким, ярким языком, представляют большую ценность не только для широкого круга читателей, интересующихся артистическим бытом, но и для театроведов. Работу «Мой театральный опыт»* можно рассматривать как книгу, обобщающую творческий путь большого художника. Интереснейшие картины прошлого русского театра нарисованы в романе Горин-Горяинова «Федор Волков»*, героем которого стал великий русский актер XVIII века. Борис Анатольевич начал работу и над другим историческим романом, посвященным творчеству одного из родоначальников русского драматического искусства — Ивану Дмитревскому, но закончить его помешала война...
Во время Великой Отечественной войны он отказался от эвакуации с театром в Новосибирск, оставался в блокадном Ленинграде, выступал в госпиталях, в спектаклях Блокадного театра, выпускал стенгазету, поддерживающую боевой дух ленинградцев, по воспоминаниям очевидцев, вел себя героически. «Умер Борис Анатольевич Горин-Горяйнов во фронтовом Ленинграде весной 1944 года и унёс с собой загадку своей удивительной актерской судьбы».*

Державин К. Н. Б. А. Горин-Горяинов // Рабочий и театр, 1933, № 13, с. 10.
Цимбал С. Л. Разные театральные времена. Ленинград, 1969. С. 9.
Горин-Горяйнов Б. А. Кулисы : [воспоминания]. Ленинград : Советский писатель, 1940. 277 с.
Горин-Горяйнов Б. А. Актеры : из воспоминаний. Ленинград ; Москва : Искусство, 1947. 153 с.
Горин-Горяйнов Б. А. Мой театральный опыт : [воспоминания и размышления актера]. Ленинград, 1939. 133 с.
Горин-Горяйнов Б. А. Федор Волков : роман-хроника. Ярославль, 1942. 465 с.