премьера спектакля
«Кто смеется последним»
28 ноября
1953 г.

28 ноября 1953 года в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля «Кто смеется последним» по пьесе К. Крапивы.


Режиссер спектакля А. А. Белинский. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Остроумный сатирический спектакль о разоблачении лжеученого Горлохватского — проходимца и карьериста — поставил молодой режиссер Александр Аркадьевич Белинский под руководством Георгия Александровича Товстоногова. Тема продвижения по служебной лестнице авантюриста, который с помощью высокопоставленных друзей заполучил хорошую должность, актуальна во все времена. Как отмечалось в статье журнала «Ленинградские театры», режиссеру удалось прочитать пьесу, написанную пятнадцать лет назад, «сегодняшними глазами, создать в содружестве с талантливым коллективом живой и злободневный, политически острый спектакль»*.

Критики отмечали много удачных режиссерских решений и смелых находок, а также интересное оформление спектакля художником Семёном Соломоновичем Манделем.

По словам театроведа А. В. Соболевского, особенно выразительно было оформление кабинета лжеученого Горлохватского: «На всю стену распластался огромный скелет ихтиозавра. Скелет чудовищный, страшный, словно фантасмагория, какая-то дикая нелепость. Таким же страшным и нелепым, чудовищным представал в трактовке актера А. Хлопотова и хозяин этого кабинета Горлохватский».*
Александр Белинский // Ленинградские театры. 1954. № 5 (307). С. 7.
Соболевский А. Общность и несхожесть трактовок // Белорусская драматургия в театрах народов СССР. Минск, 1972. С. 109.
Эскиз декорации «Кабинет» к спектаклю. Художник С. С. Мандель. Из фондов ГЦМК.
Александр Хлопотов прекрасно передал черты характера своего героя, свободно и уверенно, «красочными мазками» изобразил проходимца.* Невероятно комично выглядела сцена прихода Горлохватского на работу: «Через вестибюль института геологии стремительно проходит высокий широкоплечий человек. Это директор института Горлохватский. Едва взглянув в кабинет и даже не скинув светлого летнего пальто, он быстро направляется в комнату сотрудников и тут же делает кому-то выговор. Требовательный и энергичный начальник! Но вот он наедине с самим собой в своем кабинете. Задрав ноги, валяется он на диване, с раздражением швыряет кости ископаемых, в которых не смыслит ровно ничего, тупо перелистывает странички книг».*

Еще одной большой удачей в спектакле была работа Д. Л. Волосова-Мериина в роли ученого Туляги – запуганного, слабого человека, которого Горлохватский вынудил написать научный труд, чтобы выдать за свой. На протяжении всего спектакля зрители сочувствовали Туляге, но потом от души смеялись, когда он преднамеренно написал смехотворный и невежественный доклад о «мамонтовой свинье», и который с умным видом зачитал Горлохватский на заседании.

Практически все актерские работы в этом спектакле были высоко оценены рецензентами. В постановке были заняты замечательные артисты, умело подобранные режиссером А. А. Белинским.

А. А. Хлопотов в роли Александра Петровича Горлохватского, директора института геологии. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Холодов Е. Лицо театра // Лицо театра: статьи и рецензии разных лет. Москва, 1979. С. 7.
Рабинянц Н. А. На передовой советского искусства // Театр юности. Очерк истории Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола. Ленинград, 1959. С. 154.

О. В. Аверичева исполняла роль жены Горлохватского – Анны Петровны, Д. М. Дудников – профессора Черноуса, П. В. Лобанов – секретаря парткома Левановича. Младших научных сотрудников Веру и Зелкина сыграли Г. Ф. Матвеева и Р. М. Рубинштейн, а секретаря Горлохватского Зину – М. В. Милкова.

Д. Л. Волосов в роли Никиты Семеновича Туляги, научного сотрудника. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
О. В. Аверичева в роли Анны Петровны, жены Горлохватского. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Д. М. Дудников в роли Александра Петровича Черноуса , профессора. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Л. А. Волынская в роли тети Кати, уборщицы. Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

После премьеры театровед Н. А. Рабинянц назвала спектакль «Кто смеется последним» «одним из лучших сатирических спектаклей, осуществленных за последние годы в нашем городе».*

Рабинянц Н. «Кто смеется последний» // Смена. 1953. 31 дек.