Александр Алексеевич Плещеев

19 октября
1858 г.
19 октября 1858 года в семье известного поэта, петрашевца, литературного и театрального критика Алексея Николаевича Плещеева родился мальчик. Первенца назвали в честь основателя древнего дворянского рода Плещеевых — Александром.
В молодости стоявший на эшафоте рядом с Достоевским и в последнюю минуту освобожденный от смертной казни, Алексей Николаевич Плещеев всю дальнейшую жизнь прожил под негласным надзором. «Но это прошлое окружило милого поэта и прекраснейшего человека всеобщей любовью, доверенностью и почтением тогдашней интеллигентной среды. Вот почему А. А. Плещеев, еще с первых младенческих лет и до зрелого возраста, имел счастье видеть в родном гостеприимном доме всех замечательных и талантливых людей того времени: Некрасова, Достоевского, Тургенева, Григоровича, Чехова…».*

Александр с юности был «болен» театром: не закончив гимназии, он «попал на сцену, чему, кроме страсти к искусству, послужила … страсть к актрисе». Он дебютирует в Павловске, в летней антрепризе А. Ф. Федотова, играет незначительные роли, но зато вместе с ведущими артистами Александринского театра!

Через несколько лет, при отсутствии профессионального образования, приобретя навык актерской игры на провинциальной сцене, Плещеев пробует свои силы, поступив в труппу столичного Императорского театра.

А. А. Плещеев. Из фондов Государственного литературного музея В.И.Даля.

Куприн А. И. Александр Плещеев. «Что вспомнилось: за 50 лет» // Возрождение. 1931. 14 мая (№ 2172). С. 4.

А. А. Плещеев. Рисунок неизвестного художника. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Прослужив в Александринском театре всего один сезон 1880/1881 года, выходя лишь на замену в спектаклях, он все же был замечен критикой: его игра отличалась интеллигентностью, сдержанностью, мягкостью комизма и тем, что в самых смешных ситуациях он оставался симпатичным.

Отмечая его «благодарные внешние данные», критики надеялись, что из этого начинающего актера, «при условии упорного труда… выйдет со временем полезный сценический деятель»*.

Но в истории театра Александр Алексеевич Плещеев остался не как выдающийся актер.

Литературная деятельность, столь привычная и чтимая в семье Плещеевых (в роду было несколько литераторов), все больше и больше манит молодого человека. Он начинает печататься, и вскоре становится известен как автор популярных одноактных пьес-сценок из богемного быта. Эти «жанровые картинки», как называл их А. Р. Кугель, были в моде и с успехом шли как в столичных, так и в провинциальных театрах: «Любимица публики», «Танцовщица», «Несравненная», «Проказница», «В ссудной кассе», «Счастливая чета», «В своей роли», «Не последняя »...
Петербургская сцена // Театральная библиотека. 1880. № 2. С. 201.
Собрать коллекцию затеяв
Различных нежных «мотыльков»,
Пером комедии Плещеев
Пером талантливым готов.

Чужд декадентских темных бредней,
Он жизнь описывает нам,
И справедливость «Не последней»
Всегда с охотой я воздам.
Он пишет ловко и умело,
И интересно и остро,
Порой нанизывая смело
Букашек всяких на перо.

Но, оперируя без боли,
Он заслужил, чтобы сказать:
«Как драматург, "в своей он роли",
Должны все критики признать».
Шарж на А. А. Плещеева.Художники С.Г.Легат и Н.Г.Легат.Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Шут. 1903. №7.
Иллюстрированные анекдоты всех времен и народов. 1906. №4.
Об известности драматурга, театрального критика, издателя, историка балета, говорят многочисленные шаржи и пародии на него, встречающиеся в периодических изданиях.
Сцена в парке. В центре А. А. Плещеев. Художник П. Ассатуров.
Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
В 1883 году 25-летний начинающий драматург решает воплотить свою давнюю мечту и заявляет об издании литературно-театральной газеты «Театральный мирок». Название газеты и ее оформление настраивало читателя на легкий, непринуждённый лад. Два ироничных голых ангелочка-зрителя, расположившись около затейливого заголовка газеты и вальяжно положив ногу на ногу, наблюдали за маленькими танцующими балеринами: один рассматривал танец в театральный бинокль, а другой, важно скрестив руки на груди, и вовсе был в очках. Своим девизом газета избрала афоризм Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного».

Первый выпуск увидел свет 1 января 1884 года. Газета выходила раз в неделю, по субботам, и стоила 15 копеек. В ней печатались «театральные, музыкальные, художественные и литературные новости, заметки и корреспонденции, повести, сценки, стихотворения и фельетоны, программы зрелищ и увеселений, пьесы, статьи по искусству, частные объявления».*

А. А. Плещеев был редактором газеты до 1886 года, потом, передав свое детище другу П. Ф. Левдике, возглавил один из отделов издания. Легкий «Театральный мирок», откликающийся в коротких заметках на все события театральной жизни, не затрагивая серьезных творческих проблем, радовал читателей до 1893 года.

Из фондов СПбГТБ

Программная статья // Театральный мирок. 1884. 1 янв. (№ 1). С. 1.
В литературной копилке Плещеева много интересного и яркого: более 30 пьес, пять из которых были представлены на сцене Александринского театра; организация нескольких периодических изданий и среди них еще одна театральная газета — «Петербургский дневник театрала»; книги воспоминаний «Что вспомнилось» (СПб., 1914) и «Что вспомнилось за 50 лет. Театральные воспоминания» (Париж, 1931) с остроумными характеристиками актеров-александринцев, с точным и красочным описанием закулисной жизни императорской труппы; одно из первых изданий по истории балета в России «Наш балет (1673-1896): балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 года» (СПб, 1896), переизданное и дополненное в 1899 году.
Плещеев А. А. Что вспомнилось: актеры и писатели. — Санкт-Петербург, 1914. — 270 с.
Плещеев А. А. Наш балет (1673-1896) : балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 года : с 106 портретами и рисунками . — С.-Петербург, 1896.— 391 с.
Плещеев А. А. Что вспомнилось за 50 лет: Театральные воспоминания. — Париж, 1931. — 312 с.
Петербургский дневник театрала: еженедельная театрально-литературная газета
Театральный мирок. 1884–1892.
Петербургский дневник театрала. 1903–1905.
Плещеев А. А. Наш балет (1673-1899) : балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1899 года : 2-е изд. — С.-Петербург, 1899.— 467 с.