Премьера спектакля
«БИРОН»
21 октября
1899 г.
21 октября 1899 года на сцене Александринского театра состоялась премьера исторической драмы Н. А. Борисова «Бирон».

Портрет герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона. Неизвестный художник.

Драматург и мировой судья Николай Александрович Борисов — автор ряда водевилей, но особенным успехом пользовались его пьесы «Бирон» и «Следователь».

Интрига драмы «Бирон» выглядит исторически достоверно. Фаворит императрицы Анны Иоанновны, герцог Курляндии Эрнст Иоганн Бирон был известен своей жадностью, и его желание женить сына на богатой наследнице выглядит вполне возможным.

Драматург поставил задачу «создать драму Бирона, его личной судьбы, роковым образом поставленной в связь с русской историей»*. Современники находили однако, что персонаж властного регента Российской империи, был создан писателем в соответствии с неверным взглядом на эту историческую фигуру, сложившимся в обществе. Борисов даже изначально назвал пьесу «Грозный шут», умаляя исторические очертания фигуры Бирона, чем лишил его образ «характерных свойств трагического лица».*
Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1899. № 44. С. 776.
В спектакле было занят звездный состав актеров. Среди них: Г. Г. Ге (Бирон), О. У. Уварова (герцогиня Бирон), Ф. И. Израилев (Петр Бирон), М. П. Домашёва (Гедвига-Елизавета Бирон), А. С. Чернов (граф Рагузинский), Р. Б. Аполлонский и Н. Н. Ходотов (князь Рославской), М. И. Писарев (граф А. Остерман), Е. Н. Жулева (графиня Остерман), Ю. М. Юрьев (граф Ф. Остерман), А. П. Ленский и А. Ф. Новинский (граф Миних), Ю. В. Корвин-Круковский (граф Левенвольде), Ю. Э. Озаровский (Тредиаковский) и другие.

Театральный критик А. Р. Кугель особенно отметил исполнение Григорием Ге главной роли: «Г. Ге играл не жалкого шута, брошенного судьбой в водоворот событий, но, вопреки явному намерению автора, изображал изломанную, антипатичную, однако все же героическую фигуру и являл собой резкое, характерное пятно в этой скучной толчее исторического маскарада».*

Автора, который присутствовал на премьере, публика вызывала несколько раз, оценив таким образом его попытку вывести на сцену один из интереснейших моментов русской истории.

Г.Г. Ге в роли Бирона. Из фондов Александринского театра.

Ю. М. Юрьев в роли графа Ф. Остермана
М. И. Писарев в роли графа А. Остермана. Из фондов Государственного литературного музея В.И.Даля.
М. И. Писарев — граф А. Остерман, Ю. М. Юрьев — граф Ф. Остерман. Из фондов Государственного литературного музея В.И.Даля.
Г. Г. Ге — Бирон, Ю. Э. Озаровский —Тредиаковский. Из фондов Александринского театра.
Рецензенты отмечали зрелищность постановки: прекрасные декорации, выполненные художником Александром Степановичем Яновым и великолепные костюмы Евгения Петровича Понамарёва, переносили зрителей в эпоху Анны Иоанновны. «Пьеса поставлена роскошно. Соответственно с манерой писать исторические пьесы, выработалась и манера постановки. История является декорацией. Постановка является практически воплощением этой декорации».*
Зарисовка первого действия. Рисунок С. С. Соломко.
Декорации первого действия. Художник А. С. Янов.