винченцо манфредини
22 октября
1737 г.
22 октября 1737 года день рождения итальянского композитора, педагога, музыкального теоретика Винченцо Манфредини, творческая биография которого на протяжении двенадцати лет, с 1757 по 1769 год, была связана с Россией.
В Санкт-Петербурге он провел свои лучшие молодые годы, познал успех, обрел семью и друзей. С 1762 по 1769 год служил придворным капельмейстером, пользуясь особой симпатией и покровительством императоров Петра III и Павла I. Его музыка отличается многогранной образностью и индивидуальным стилем и до сих пор находится в поле зрения ценителей и знатоков музыкального искусства XVIII века.

Винченцо Манфредини родился в Пистое близ Флоренции в семье скрипача и композитора Франческо Манфредини. Основам композиции обучался сначала у отца, в дальнейшем — в Болонье у Джакомо Перти и в Милане у Джованни Фьорони.

В Россию он приехал в составе труппы итальянской комической оперы под руководством Джованни-Батиста Локателли осенью 1757 года. Очень скоро Винченцо Манфредини стал руководителем всего Ораниенбаумского музыкально-театрального ансамбля великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III.

13 декабря 1760 года с большим успехом состоялась премьера его первой оперы-сериа* «Узнанная Семирамида» на либретто аббата «придворнаго стихотворца их римских императорских величеств» Пьетро Доменико Метастазио. Популярный сюжет о египетской царице Семирамиде, правившей Ассирией в мужском обличии, перевел Петр Семенович Свистунов.

В. Манфредини. Фрагмент гравюры А. Феди «Парнас»

«Опера-сериа, появившись при петербургском дворе, сразу же приобрела статус церемониального торжества. Публицистический подтекст, прологи и хоры панегирического толка, прославлявшие Россию и императриц, сообщали итальянской опере местный колорит. Но столовые кантаты и оперы-сериа доставляли удовольствие императрицам и подданным не только "приятными" хвалебными текстами, выполняя роль панегириков. Они привлекали также и "замечательным исполнением музыки"»*
Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора XVIII–начало XIX века. Санкт-Петербург, 2004. С. 185.

«Музыкальный салон». 1779 г. Художник П. Хиллестрём.

Сразу по восшествии на престол Петр III сделал Манфредини придворным капельмейстером. По заказу императора композитор сочинил реквием по императрице Елизавете Петровне, скончавшейся 25 декабря 1761 года.

3 июня 1762 года, в день празднования мира с Пруссией, прозвучала его драматическая кантата с большим хоровым составом «Мир героев» на либретто «придворного стихотворца» Лодовико Ладзарони в переводе Ивана Баркова. К коронации императрицы Екатерины II, состоявшейся 24 ноября 1762 года, Манфредини сочинил оперу «Олимпиада» на либретто Метастазио. Ровно через год, на празднование этого события, на сцене Придворного театра состоялась премьера его оперы «Карл Великий» на либретто Ладзарони.
Из фондов СПбГТБ.
Из фондов СПбГТБ.
Несмотря на то, что Винченцо Манфредини отлично справлялся со своими обязанностями, императрицу Екатерину II смущала его молодость. Ей хотелось, чтобы пост первого капельмейстера занимал маститый композитор, овеянный европейской славой. В сентябре 1765 года по её приглашению в Петербург приехал знаменитый итальянский композитор Бальдассаре Галуппи, оттеснив Манфредини на второй план. Теперь ему поручали написание балетов к операм Галуппи, а также небольшие кантаты на случай и духовные сочинения для Придворной певческой капеллы.

«Концерт». Художник Карл Швенингер-младший.

Кроме того, Манфредини был назначен личным учителем музыки к великому князю Павлу Петровичу. В 1769 году он вел регулярные публичные концерты в доме Ивана Ивановича Шувалова при участии тех же лиц, которые в свое время музицировали в Ораниенбаумском музыкально-театральном ансамбле — А. Олсуфьева, братьев А. и Л. Нарышкиных, Г. Теплова.

Трактат В. Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке»,

посвященный Павлу I.

Получив пенсию от великого князя Павла Петровича, в июне 1769 года Винченцо Манфредини с женой, певицей Марией Монари и малолетним сыном Джованни вернулся в Италию. Живя на родине, композитор вел творчески насыщенную жизнь. Так, в мае 1770 года в Болонье состоялась премьера лучшей его оперы «Армида», в январе 1772 года в Венеции — премьера оперы «Артаксеркс».

Антония Элизабетта, дочь В. Манфредини.

В 1775 году он издает трактат «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке» с посвящением великому князю Павлу Петровичу. Другой трактат «В защиту современной музыки и лучших исполнителей» (1788), полемически был направлен против книги испанского ученого Эстебана де Артеаги, который защищал тип оперы-сериа начала XVIII века. С 1785 по 1789 год В. Манфредини редактировал «Итальянскую энциклопедическую газету».

Взойдя на престол, Павел I в 1798 году вызвал своего учителя В. Манфредини в Россию и осыпал его всевозможными милостями и подарками. Однако композитору не суждено было прожить и года после этого... В 1799 году Павел I назначил вдове композитора ежегодную пенсию в 3000 рублей.

Кроме сына Джованни, у Винченцо Манфредини была дочь Антония Элизабетта, сделавшая успешную певческую карьеру. Джузеппе Манфредини, брат Винченцо, был известным певцом-кастратом. В 1759–1762 гг. году он также жил в России, выступая в составе труппы Дж. Локателли в Москве, затем, после её банкротства, давал уроки пения в домах русской знати.
Oреrа seria — серьёзная опера — жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу-сериа создавали на основе героико-мифологического или легендарно-исторического сюжета с чётким распределением сценического действия и музыки. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации.