Премьера спектакля
«Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень»
29 октября
1825 г.
29 октября 1825 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера комедии-балета А. А. Шаховского «Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень» на сюжет пьесы У. Шекспира «Укрощение строптивой».
В драматических переделках начала 1820-х годов у князя Александра Александровича Шаховского добавился новый образец для подражания – Уильям Шекспир. В оригинальном виде Шекспир появился только в 1830-е годы, до этого его пьесы переводились с французского.

Как вспоминал актер П. А. Каратыгин: «С гениальным Шекспиром обращались тогда без церемонии, и чопорные французские переводчики воображали, что изящный вкус публики и сценические условия требовали непременно их услужливой реакции».*

«Батюшкина дочка», опыт переделки «Укрощения строптивой» «на современные русские нравы», стала самой удачной из всех «шекспировских пьес» А. А. Шаховского. С незначительными перерывами пьеса ставилась весь XIX век, вплоть до 1896 года, когда она увидела рампу в составе памятного спектакля, посвященного 50-летию со дня смерти А. А. Шаховского.


Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Каратыгин П. А. Записки. Ленинград, 1970. С. 174.
«У вдовы графини Березинской есть две дочери на выданье — младшая (добрая Лиза) и старшая (избалованная отцом Любовь Осиповна). Покойному мужу графиня пообещала не выдавать младшую до тех пор, пока не найдется жених для старшей. Однако из-за вспыльчивого характера последней их дом посещают только двое возможных претендентов — моряк Рагдаев, влюбленный в старшую сестру, и его друг князь Сицкий — поклонник младшей. За "тройную плату" к девицам приходят учителя, а также парикмахер-француз — все они, как и члены семьи, "терпят" от бешеного нрава Любови Осиповны. Ее исправлением занят Рагдаев, Сицкий же и горничная Маша ему помогают».*
Иванов Д. Творчество А. А. Шаховского-комедиографа: теория и практика национального театра: [диссертация]. Тарту, 2009. С. 128.
А. А. Шаховской. Гравер Ф. И. Иордан. Из фондов ГИМ.
У. Шекспир. Неизвестный художник. Из фондов Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.
Ш. -Л. Дидло. Гравер Раймонд.

Портрет Е. Телешовой. Художник О. Кипренский.

Оригинально было поставлено второе действие комедии, которое происходит в театре и представляет собой волшебный балет с антрактами сочинения балетмейстеров Огюста и Ш.- Л. Дидло на музыку К. А. Кавоса. Декорация сделана как продолжение зрительного зала с ложами. Создавалась сложная пространственная композиция: зрители смотрели комедию, герои которой смотрели балет. Благодаря этому более естественно удалось сочетать, в одном представлении, комедию и балет. Последний был необходим, так как «Батюшкина дочка» сочинялась А. А. Шаховским для бенефиса двух балерин – Е. А. Телешовой и Н. А. Азаревичевой. Исполнители других ролей в балете: Н. О. Гольц (граф Альберт), Огюст (Яков, башмачник), Антонин (Генрих, родственник Марины).

Третье действие переносится в дом графини Бразинской, роль которой исполняла Екатерина Ивановна Ежова – гражданская жена А. А. Шаховского.
Также участвовали: Л. О. Дюрова (Любовь), Я. Г. Брянский (Рогдаев), И. И. Сосницкий (князь Сицкий). В конце спектакля был дан дивертисмент «В новом роде маскарад», где итальянская оперная певица Аделина Каталани пела русскую арию с хором и обе бенефициантки плясали под удалую русскую песню.

Мария Мариусовна
Петипа

29 октября
1857 г.
29 октября 1857 года родилась заслуженная артистка балета Императорских театров Мария Мариусовна Петипа.
Впервые выступив на императорской сцене в балете своего отца «Голубая георгина» в 17-летнем возрасте, Мария Петипа на долгие годы стала любимой артисткой многих зрителей. Часто после спектакля роскошные букеты преподносили не исполнителям главных партий, а Марии Петипа, выступившей лишь в одном танце. Она покоряла темпераментом, невообразимым обаянием, красотой. Однажды исполненная роль надолго оставалась в ее репертуаре.

Но были и исключения. В 1882 году в балете «Баядерка» Петипа появилась в партии Гамзатти вместо заболевшей танцовщицы М. Горшенковой. Осмысленная игра и природная грация в соединении с красотою производили неизгладимое впечатление. Артистка была настолько привлекательна, что пострадал смысл балета. Трудно было поверить, что Солор отказался от такой красавицы ради баядерки Никии в исполнении Е. Вазем. Через три представления на эту роль вернули М. Горшенкову.



М. М. Петипа. Из фондов Ивановского областного художественного музея.


М. М. Петипа — Фея Сирени в балете «Спящая красавица» Мариинского театра. 1890 г. Из фондов СПбГМТМИ.

С января 1890 года на протяжении 15 лет Мария Петипа являлась первой и бессменной исполнительницей партии Феи Сирени в балете «Спящая красавица». О том, как воспринимали этот образ зрители, можно судить по воспоминаниям А. Санина, одного из ярких режиссеров, актеров и педагогов первой половины XX века.

Он писал: «Среди чарующих балерин... осталась в памяти прелестная Мария Мариусовна Петипа в роли „лиловой феи“… Нельзя себе представить фигуры более женственной, грациозной и поэтической… Прошло более полустолетия, а образ феи с ее жезлом, украшенным сиреневыми цветами, стоит передо мной и неудержимо манит меня к себе, лаская меня».*

В феврале 1901 года, накануне бенефиса, посвященного 25-летию служения на императорской сцене, в интервью одной из газет Мария Петипа подчеркнула, что ей особенно нравилось танцевать лезгинку в опере «Руслан и Людмила», мазурку в «Жизни за царя», испанский танец в «Кармен». Она призналась репортерам, что никогда не манкировала своими обязанностями. За 25 лет службы не явилась на спектакль всего один раз, серьезно заболев.
Санин А. А. Воспоминания // Кинкулькина Н. Александр Санин : Жизнь и творчество. Москва, 2001. С. 384.
Эскиз костюма Феи Сирени И. А. Всеволожского к балету «Спящая красавица». Из фондов Музея Большого театра России.
М. М. Петипа — Фея Сирени, И. П. Дюжикова, А. Н. Леонова — пажи в балете «Спящая красавица» Мариинского театра. 1890 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Фея Сирени с пажами. Эскиз И. А. Всеволожского к балету «Спящая красавица». Из фондов СПбГТБ .

Балерина М. М. Петипа. Художник Э. О. Визель. Из фондов Музея истории отечественного хореографического образования и Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Мария Петипа неоднократно выступала в Париже. Несмотря на то, что в 1877 году она приняла российское гражданство, ее принимали как соотечественницу.

Кабинет министра народного просвещения и изящных искусств Франции в 1897 году удостоил Марию Петипа звания офицера Академий «с препровождением установленного для этого звания знака „Академических пальм“»*.

Мария Петипа обладала легким характером, не была злопамятна, старалась со всеми быть приветливой. Благодаря чувству юмора и уму имела большой круг общения. Поклонники, сокращая имя и отчество, уважительно называли ее «МэМ» (госпожа).

По свидетельству современников, личная жизнь танцовщицы была насыщена бурными романами. Петипа кружила головы не только юным подросткам, готовым ради нее на любое «преступление», подобное тому, что совершил А. Бенуа. Увидев как-то у своего репетитора, студента В. Соловьева, коробочку из-под папирос с портретом артистки на ней, он проявил чудеса изобретательности, чтобы похитить ее и беречь как самую большую драгоценность.

Говорили, что среди ее возлюбленных был сын петербургского градоначальника полковник Д. Трепов. Эта нашумевшая любовная история была положена писателем Н. Гейнце в основу романа «Герой конца века». В романе Марию Петипа современники легко узнавали под именем главной героини Маргариты Гранпа. Амурные увлечения танцовщицы были предметом пристального внимания многих. Но мало кто знал, что после смерти матери в 1882 году на попечении Марии Петипа оказался ее шестилетний брат Юлий. Она дала ему хорошее воспитание и образование.


Цит. по: Боглачева И. А. Мария Мариусовна Петипа. Штрихи к портрету // Боглачева И. А. Артисты Cанкт-петербургского императорского балета, XIX век. — Санкт-Петербург : Чистый лист, 2015. — С. 228.
М. М. Петипа и С. Г. Легат.
М.М. Петипа в партии Прекрасной Маргариты в балете «Фауст».
М. М. Петипа в сценическом костюме.
М. М. Петипа в сценическом костюме
Прощальный бенефис пятидесятилетней артистки состоялся 11 ноября 1907 года на сцене заполненного до отказа Мариинского театра. Во многих изданиях появились сообщения об этом событии. В газете «Обозрение театров» Э. Старк писал: «Ни один балет, если в нем имелись танцы национального характера, не мог обойтись без участия Марии Петипа, и сколько раз бывало, что одно появление талантливой артистки вносившей с собою какую-то удивительно жизнерадостную атмосферу, сразу поднимало настроение зрительного зала»*.
Э. С. [Старк Э.] М. М. Петипа: К прощальному бенефису // Обозрение театров. 1907. 11-12 нояб. (№ 247-248). С. 16.

Боглачева И. А. Мария Мариусовна Петипа. Штрихи к портрету // Боглачева И. А. Артисты Cанкт-петербургского императорского балета, XIX век. — Санкт-Петербург : Чистый лист, 2015. — С. 202–232.