вера михайловна
красовская
11 сентября
1915 г.
11 сентября 1915 года родилась будущий крупнейший историк и критик балета, ученый с мировым именем — Вера Михайловна Красовская.

В. М. Красовская.

Вера Михайловна появилась на свет в Петрограде в семье архитектора Михаила Витольдовича Красовского и, вероятно, уже эти обстоятельства стали определяющими в ее характере и судьбе. Сочетание истинно петербургской интеллигентности, изящества, душевной тонкости с цельностью, строгим подходом к любому делу — единство этих качеств предопределило творческий и жизненный путь Красовской и, конечно, пригодилось именно в той области, где без них невозможно обойтись — в балете.

Интерес к танцу и природные данные подвели девочку к поступлению в петроградское хореографическое училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой – событию, ставшему для нее судьбоносным.

В год 100-летия со дня рождения историка и критика балета, по итогам научной конференции, вышел в свет номер «Вестника Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой», практически полностью посвященный Вере Михайловне. Кандидат искусствоведения, балетовед и балетный критик Б. А. Илларионов в своей статье, вошедшей в сборник, писал: «Судьба Веры Михайловны Красовской связана с Академией Русского балета. Она — выпускница Агриппины Яковлевны Вагановой. Это — ключевой факт ее биографии».*
Илларионов Б. А. В. М. Красовская и Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 6. С. 11.
Много позже Вера Михайловна посвятит своему педагогу Агриппине Яковлевне Вагановой книгу, где подробно раскроет творческий путь Вагановой — танцовщицы, хореографа, педагога в контексте общего процесса становления балетного искусства.

Окончив в 1933 году уже Ленинградское хореографическое училище по классу А. Я. Вагановой, Вера Михайловна была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета, о чем и свидетельствует первая запись в ее трудовой книжке: «она поступила в труппу Государственного академического театра оперы и балета (впоследствии — имени С. М. Кирова) 15 июня 1933 г. 19 сентября 1941 г. ей „Предоставлен отпуск без сохранения содержания на время эвакуации театра. Прик [аз] 96 от 22.09.41".
Следующая запись представляет особый интерес: „1950. I (январь). 27 Лен. Гос. Хореографическое Уч-ще. Преподаватель истории балета. Пр. № 11–1950". Через полтора года, в течение которых проработала в этой должности В. М. Красовская, появляется запись: „1951. IX (сентябрь). 15 Освободить ввиду необходимости работы над диссертацией"».*

На знаменитой сцене бывшего Мариинского театра Красовская много танцевала в спектаклях классического репертуара, в эти же годы формируется и спектр научных интересов будущего балетоведа.

Портрет В. М. Красовской. Художник Ю. М. Непринцев.

Илларионов Б. А. В. М. Красовская и Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 6. С. 11.

В. М. Красовская.

В 1941 году появилась в печати первая публикация Красовской, посвященная творчеству А. Я. Шелест.*

Тогда же, в 1941, Вера Михайловна переводит для сборника Ю. И. Слонимского «Драматургия балета»* либретто С. Вигано балета «Весталка», либретто Ж. Перро и Ф. Черрито балета «Ундина или Наяда» и либретто Т. Готье и А. Сен-Леона балета «Пакеретта».

Научные интересы Красовской закономерно привели её к поступлению на театроведческий факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, который она закончила в 1951 году. «Творческую и человеческую индивидуальность Красовской сформировали два факта ее жизни: образование балерины и уникальная способность к самоорганизации и самообразованию. Она поступила в аспирантуру Государственного научно-исследовательского института театра и музыки (Зубовский институт, нынешний РИИИ) с дипломом хореографического училища, то есть, формально не имея высшего образования, и стала великим ученым».*
Красовская В. Алла Шелест // Искусство и жизнь. 1941. №3 (Март). С.46–47.
Слонимский Ю. И. Драматургия балета. Статьи и материалы / ред. П. Гусева. Ленинград, 1941. Издание неосуществлено.
Илларионов Б. А. В. М. Красовская и Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 6. С. 12.
На протяжении многих лет В. М. Красовская работала над важнейшими темами истории балета и балетоведения. Среди её работ такие фундаментальные монографии, как «Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века», «Западноевропейский балетный театр», «Балет Ленинграда», «Вахтанг Чабукиани», «Ирина Колпакова», «Балет сквозь литературу» и другие. Труды Веры Михайловны получили высокую оценку специалистов и широкое общественное признание любителей хореографического искусства.
«Основательность, концепционность, эрудиция отличают и другие работы Красовской – монографии о Нижинском, Анне Павловой, Вагановой и ее выступления в качестве критика: проблемные статьи, рецензии, актерские портреты».*
Театральный календарь. Ленинград, 1989. С. 154.
Практически в конце жизни, с 1996 по 1999 год, Вера Михайловна заведовала кафедрой истории и теории хореографического искусства (ныне кафедра балетоведения) Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Красовская принимала активное участие в создании кафедры и её жизни: давала консультации, обсуждала с коллегами учебные планы и программы, присутствовала на защите студенческих работ.

Сейчас ценнейшие материалы из архива историка балета — документы к биографии, творческой деятельности, переписку и другие документы за 1930–2000 годы, сведения к родословной, фотографии семьи Красовских-Зиновьевых — хранятся в петербургском ЦГАЛИ.

«В 1990 г. Вера Михайловна Красовская начала передачу своего ценнейшего и огромного архива в центральный государственный архив литературы и искусства Ленинграда. После кончины Веры Михайловны передача архива завершилась ее мужем Давидом Иосифовичем Золотницким и братом, Юрием Михайловичем Красовским».*

В. М. Красовская.

Грабова Л. В. Личный архив В. М. Красовской в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 6. С. 21.
В нашем фонде бережно сохраняется коллекция книг и журналов из личной библиотеки Веры Михайловны. «Коллекция хранится в отделе основного книгохраненния. Она насчитывает 1276 книг и 186 журналов. В нее входят 726 книг на русском языке, а также книги на английском, французском и др. Основная часть коллекции — это издания по балетному искусству, но есть и книги по другим видам искусств, художественная литература. В профессиональной части библиотеки можно найти книги с 1830 г. издания, репринтные издания XVI — XVIII вв., уникальные издания начала XX в., времен второй мировой войны, послевоенные издания до 1999 г.».*
Фролова О. А. Личная библиотека В. М. Красовской в фонде СПбГТб // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 6. С. 24.