премьера спектакля «Индейцы в Англии»
10 сентября
1797 г.
10 сентября 1797 года на сцене Гатчинского дворцового театра состоялась премьера пьесы известного драматурга Августа фон Коцебу «Индейцы в Англии» («Die Indianer in England»). Данное событие было примечательно тем, что после длительного траура, связанного со смертью Екатерины II 6 ноября 1796 года, были возобновлены театральные представления и увеселительные мероприятия, сначала в Гатчине, потом в Большом (Каменном) театре Санкт-Петербурга.

А. фон Коцебу. Гравюра неизвестного автора.

Комедия «Индейцы в Англии» была написана А. фон Коцебу в 1787 году, когда он находился в Ревеле и впервые была поставлена там же, в любительском переводе c немецкого студента медицины Е. Янковича. Современному зрителю название пьесы рассказывало бы о приключениях североамериканских индейцев в Великобритании, в то время как для публики XVIII века слово «индеец» обозначало исключительно жителя Индии.

«До отъезда из Ревеля Коцебу написал пьесы „Индейцы в Англии”, „Дева солнца”, „Дитя любви”. Они были с успехом поставлены на сцене ревельского любительского театра с 16 марта 1789 г. по 2 февраля 1790 г. Все эти произведения имели долгую сценическую жизнь».*

Премьера пьесы прошла с большим успехом. Зрители с удовольствием аплодировали артистам. Когда через десять лет комедия предстала перед петербургской публикой, ее легкость и музыкальность произвели такое же прекрасное впечатление.
Мельникова, С. И. Август Коцебу в Санкт-Петербурге. Линии судьбы немецкого драматурга // Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект. XVIII-XX вв. Вып. 7. Санкт-Петербург, 2012. С. 22.

Сюжет произведения не отличался сложностью, но был интересен с точки зрения любовной истории. Один из героев, Кабердарь, был вынужден бежать из родной страны Индии, чтобы спасти свою жизнь и жизнь дочери Гурли, единственной оставшейся в живых после того, как его сыновья были убиты. Оказавшись в Англии, он встретил и полюбил добрую девушку Лидди Смит. Брат Лидди Самуель сделал предложение дочери Кабердаря. И вот уже готов свадебный контракт, Самуель и Гурли должны его подписать. Но на сцене появляется второй брат Лидди — Роберт. Гурли с первого взгляда влюбляется в него и не желает выходить замуж за Самуеля, которого, на самом деле, больше интересовало приданое невесты, чем она сама. Вместе с Робертом — капитаном торгового судна, возвращается из плавания его друг Фацир. Гурли узнает в нем своего родного брата, которого считали погибшим. В семье Кабердаря — радость, но Фацир, оказывается, любит Лидди. Благородный отец отступает от притязаний на руку девушки и благословляет брак между сыном и Лидди. Замечательно счастливое завершение пьесы!

Комедия имела долгую сценическую жизнь, впрочем, как и многие другие драматические произведения Августа Фридриха Фердинанда фон Коцебу. Немецкий драматург и романист, издатель газет и директор театров, оставил после себя огромное творческое наследие, превосходя в свое время по популярности Гете и Шиллера.

Из фондов СПбГТБ

Многие годы его пьесы пользовались горячей любовью зрителей, благодаря глубокому «чувству» сцены и пониманию вкусов публики и составляли значительную часть репертуара Императорских театров конца XVIII — первой половины XIX века.