премьера спектакля «ГОРЕ ОТ УМА»
17 сентября
1921 г.
17 сентября 1921 года в Петроградском академическом драматическом театре (Акдраме) состоялась премьера спектакля «Горе от ума».

Программка третьего представления спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Со времени первой постановки пьесы А. С. Грибоедова на Александринской сцене прошла целая эпоха, однако интерес к произведению сохранялся все эти годы.

В начале двадцатого века над «Горем от ума» работали П. П. Гнедич и Ю. Э. Озаровский, в 1918 году спектакль восстанавливал А. И. Долинов. Спустя всего три сезона в оформлении Мстислава Валериановича Добужинского и Ореста Карловича Аллегри известный режиссер Евтихий Павлович Карпов осуществил новую постановку пьесы.

По словам современников, эта постановка, «как и всегда, своеобразная, с налетом грубоватости, умышленно резкой непосредственности»*, оставила неизгладимые впечатления.

«Классическая пьеса... Образцовая академическая труппа... Конечно — прекрасное, выдержанное исполнение, масса сценических достижений, близких к совершенству... Впечатление от спектакля — яркое, солнечное... <...> В общем академический "Грибоедовский вечер" вполне достоин того, чьим именем он освящен. Исполнение образцовое, на нем можно учиться».*

В спектакле были заняты все первые актеры театра.
Театрал Грибоедовский вечер // Жизнь искусства. 1921. 27 сент. С. 1

В роли Фамусова выходили на сцену В. Н. Давыдов, В. А. Бороздин и К. Н. Яковлев. Но больше всего зрителям полюбился Давыдов с его блестящей актерской техникой и изумительным мастерством. Он играл удивительно просто и естественно, как отмечал рецензент: «это не игра, это только разговор с другими актерами, с самим собой, с публикой. Разговор мастерский, захватывающий, покоряющий так, что от него нельзя оторваться, и когда жалеешь, что вот-вот сейчас Фамусов кончит это явление и уйдет со сцены».*

Нередко Давыдов – Фамусов затмевал партнеров по сцене. Журналист и киновед Ф. П. Шипулинский, сравнивая исполнение К. С. Станиславского и В. Н. Давыдова этой роли, отмечал, что маститые актеры нередко всячески привлекали внимание публики к себе. Так случалось и в спектаклях «Горе от ума» с участием Давыдова. Во время последнего монолога Чацкого он садился лицом к публике и давал «такую мимику», что публика не отрывала от него глаз.* Роль Фамусова считалась одной из лучших в репертуаре Владимира Николаевича.

Зарисовка В. Н. Давыдова в роли Фамусова. 1921 г. Художник С. Маклецов. Из фондов СПбГМТМИ.

Е. К. [Е. М. Кузнецов] «Горе от ума» (Александринский театр) // «Горе от ума» на русской и советской сцене : свидетельства современников. Москва: Искусство, 1987. С. 244.

См.: Шипулинский Ф. П. МХАТ. «Горе от ума» // «Горе от ума» на русской и советской сцене : свидетельства современников. Москва: Искусство, 1987. С. 250.

Эскиз костюма Лизы. 1920-е гг. Художник М. В. Добужинский. Из фондов Музея МХАТа.
П. И. Лешков в роли Чацкого. Из фондов Александринского театра.
Эскиз костюма Софьи. 1920-е гг. Художник М. В. Добужинский. Из фондов Музея МХАТа.
Я. О. Малютин в роли Скалозуба. Из фондов Александринского театра

Ю. М. Юрьев исполнитель роли Чацкого в спектакле. Из фондов Александринского театра.

Чацкого в спектакле исполняли Ю. М. Юрьев и П. И. Лешков. Оба актера прекрасно выступали в этой роли. Однако, как писал рецензент: «жил, волновался, любил, страдал — только Юрьев, а Лешков все-таки ″играл″».*

Исполнение Юрьевым роли заметно отличалось от исполнения других артистов и вызывало различные оценки критиков. Так, А. Р. Кугель подчеркивал, что Чацкий Юрьева был не пылким и не озлобленным юношей, а был особенным. «Это брезгливый Чацкий, отчитывающий фамусовскую Москву, потому что пошлость ее и банальщина оскорбляют красивую форму жизни».*

О Чацком Юрьева как о подлинном аристократе вспоминал Я. О. Малютин, подчеркивая изысканную и непринужденную элегантность актера. «Можно было подумать, что он родился во фраке, в своем безукоризненно белом жабо, что никогда в жизни он не делал иных движений, кроме тех безупречно округленных, точно рассчитанных во времени и пространстве, которые он позволял себе в доме Фамусова», — писал Малютин.*

Сильное впечатление на зрителей производил Юрьев в последнем действии, произнося знаменитый монолог «Не образумлюсь, виноват…». В отличие от других исполнителей Юрьев, читал монолог, не разбивая его на отдельные реплики ради естественности и простоты.
Кугель А. Р. Ю. М. Юрьев // Профили театра. Москва, 2021. С. 30.

Малютин Я. О. Мой учитель Юрьев // Актеры моего поколения. Ленинград: Москва, 1959. С. 79.

В остальных ролях были задействованы не менее талантливые артисты театра. Особенно критики отмечали исполнение М. А. Потоцкой роли Лизы. «Жизненная балованность и шаловливость любимицы-камеристки — все у места, все прекрасно», — писал рецензент, утверждая, что такую Лизу не увидеть в другом театре.*
Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. В. Добужинский. Из фондов СПбГМТМИ.
М. А. Ведринская и Н. М. Железнова исполняли роль Софьи, Е. П. Студенцов — Молчалина, Я. О. Малютин — Скалозуба. Прекрасно сыграла В. А. Мичурина-Самойлова Графиню-внучку, замечательный дуэт вышел у Е. П. Корчагиной-Александровской (Графиня-бабушка) и Н. П. Шаповаленко (Князь Тугоуховский). Очень жизненно сыграла Н. Л. Тираспольская Княгиню. И совершенно безупречно, каждый по-своему играли Репетилова Р. Б. Аполлонский и Б. А. Горин-Горяинов.*
Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. В. Добужинский. Из фондов СПбГМТМИ.