михаил егорович дарский
23 сентября
1860 г.
23 сентября 1860 года родился Михаил Егорович Псаров — выдающийся актер, «новый русский трагик», как называли его современники, режиссер, антрепренер и педагог, известный зрителям под своим сценическим псевдонимом Дарский.

М. Е. Дарский. Из фондов Александринского театра.

В августе и сентябре 1891 года петербургские газеты наперебой сообщали о гастролях талантливого актера Дарского в театре «Озерки», а также в Павловском и Ораниенбаумском театрах. Рецензенты не скупились на похвалу молодому артисту, исполнявшему роли шекспировского репертуара — Гамлета, Отелло, Короля Ричарда III.

Особое восхищение вызвало исполнение роли Франца Моора в пьесе Ф. Шиллера «Разбойники»: в сцене самоубийства актер был так убедителен, что «у многих вырывался крик неподдельного ужаса, а с некоторыми дамами сделалось дурно»*.

Свою творческую карьеру Михаил Егорович начал в провинции, потом работал в Московском Художественном театре. В 1900 году Дарский в Ярославле собрал труппу из молодых актеров, однако организованный им театр проработал всего сезон, затем служил в Новом театре Л. Б. Яворской.

В 1902 году его пригласили в Александринский театр, в котором Дарский прослужил как актер и режиссер более двадцати лет.

М. Е. Дарский (Новый русский трагик) // Театральный мирок. 1891. № 40 (6 окт.). С. 10.
На сцене Михаил Егорович создал целый ряд замечательных образов. Помимо вышеуказанных героев пьес, им были с успехом сыграны Шейлок («Венецианский купец»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста»), Фердинанд («Коварство и любовь»).

«Вся его наружность носит на себе какой-то особенный "мрачно-страстный", трагический отпечаток. Красивая, подвижная маска, приятный, сильный и гибкий голос, пластичность движений — как нельзя более подходят к передаче классического репертуара. <...> Он — актер головной и редко играет „нутром“, как делают по большей части все русские актеры. Каждая роль разучивается им до мельчайших деталей; молодой актер, видимо, всеми силами старается обуздать врожденную склонность к пафосу, которая, таким образом, проявляется только в моменты сильнейшего душевного потрясения», — соглашались рецензенты с выбранным актером амплуа.*

К. С. Станиславский, критикуя актера за склонность к ложной патетике и рутинным приемам, отмечал поразительное трудолюбие Дарского и считал, что у артиста есть данные для исполнения характерных ролей.*

М. Е. Дарский в роли Наполеона в спектакле «1812 год» Александринского театра. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

М. Е. Дарский (Новый русский трагик) // Театральный мирок. 1891. № 40 (6 окт.). С. 10.
См.: Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 7. Москва, 1960. С. 127, 130–131, 140.

М. Е. Дарский. Из фондов СПбГМТМИ.

В 1900–1901 гг. будучи антрепренером и художественным руководителем Ярославского театра, Дарский пытался привить в провинции художественные принципы Московского Художественного театра. Оценив организаторские и режиссерские способности молодого человека, директор Императорских театров В. А. Теляковский пригласил его в 1902 году в качестве режиссера в прославленный столичный театр и тут же предложил «реабилитировать» «Чайку».

Именно эта новая редакция «Чайки» в 1902 году и стала наиболее известной режиссерской работой Дарского в Александринском театре. В спектакле Михаила Егоровича сочетались некоторые внешние черты постановочных приемов МХТ и традиционная манера игры актеров Александринского театра.

«Случилась необыкновенная история в летописях театра, — писал Теляковский в дневнике после премьеры. — Вызывали режиссера Дарского. Это второй случай за этот год... До этого года режиссера в Александринском театре не было и даже не считалось нужным его иметь».*
Теляковский В. А. Дневники директора императорских театров, 1901–1903. Санкт-Петербург. Москва, 2002. С. 352.
Режиссерская работа Дарского получила противоречивые оценки современников: от умеренно сдержанных до резко отрицательных.

На сцене Александринского театра им были поставлены пьесы из
сокровищницы мировой драматургии: «Чайка» (1902), «Среди цветов» (1908), «Коварство и любовь» (1909), «Разбойники» (1910), «Венецианский купец» (1903), «Король Ричард III» (1912), «Нора» («Кукольный дом») (1914), «Рюи Блаз» (1915) и др.
Многие спектакли Михаил Егорович ставил специально на выдающихся актрис — М. Г. Савину, В. А. Мичурину и М. А. Ведринскую.

В 1915 году Михаил Егорович отказался от режиссерской деятельности и остался в труппе только как актер.

Много лет Дарский посвятил педагогической работе. Он вел занятия на Драматических курсах Петербургского театрального училища, на Драматических курсах В. Б. Полак и в созданной им Практической студии классического репертуара.

Шарж. М. Е. Дарский ставит «Чайку» А. П. Чехова в Александринском театре. Художник П. Робер.