премьера БАЛЕТА
«Спящая красавица»
3 января
1890 г.

Карлотта Брианцы в партии Авроры

Первая Аврора русской сцены — так знатоки и историки балета называют итальянскую танцовщицу Карлотту Брианцу, имея в виду ее выступление в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица»
в постановке М. И. Петипа, премьера которого состоялась на сцене Мариинского театра 3 января 1890 года. Это был первый опыт сотрудничества композитора-симфониста с балетным театром.
Надо полагать, Чайковского вполне устраивало назначение на главную роль Брианцы. Современники композитора отмечали, что в балеринах он прежде всего ценил исполнение танцев, а не мимическую игру.

На премьере зрительный зал был переполнен, артисты — возбуждены и наэлектризованы. Появление во второй картине Авроры — Брианцы в эффектном ярко-алом костюме встретили громом аплодисментов. Платье выгодно подчеркивало стройный стан балерины, а цвет красиво оттенял темные волосы и прекрасные черные глаза артистки…
В премьерных рецензиях отдельные авторы высказывали сожаление, что в этом балете танцовщице не удалось в полном объеме продемонстрировать свою виртуозную технику. Но не все были согласны с такими выводами. Один из защитников артистки Константин Скальковский утверждал, что основная причина,
по которой не все прошло в премьерном спектакле для Брианцы эмоционально гладко, заключалась, по мнению критика,
в неудобных, чрезмерно роскошных костюмах, выполненных
по эскизам директора императорских театров Ивана Всеволожского. Скальковский назвал балет: «Спящая красавица, или торжество швейного искусства». Костюм балерины, расшитый искусственными украшениями, сыграл с нею злую шутку. В быстрых турах артистка поцарапала о них руки.

Павел Гердт, исполнявший роль принца Дезире, был облачен в сюртук, также расшитый стразами. Нечаянно коснувшись рукавом головы танцовщицы, он вырвал у нее клок волос. Неприятности на этом не закончилась. Принц Шери в исполнении Альфреда Бекефи был при шпаге, и во время одного из туров за нее зацепился газовый тюник балерины. Все это раздражало Брианцу, и она не смогла полностью войти в образ.

Тем не менее за первым представлением последовали следующие, и если поначалу публика и критики встретили балет довольно холодно (очевидцы вспоминали, что даже император, присутствовавший на премьере, сразу после спектакля покинул зал, не сказав ни слова ни Чайковскому, ни директору императорских театров Всеволожскому), то со временем спектакль стал нравиться, а затем его полюбили.
Покинув Россию, Брианца не рассталась с творчеством Петипа. В начале 1896 года, возможно, по инициативе балерины «Спящая красавица» была поставлена на сцене миланского театра Ла Скала балетмейстером Дж. Саракко. Осенью 1895 года он приезжал в Петербург и встречался с Мариусом Петипа для консультаций по поводу постановки.

Последняя встреча Карлотты Брианцы с балетом «Спящая красавица» состоялось на закате ее творческой карьеры. В 1921 году в Лондоне балет был восстановлен Николаем Сергеевым с некоторыми дополнениями Брониславы Нижинской для труппы
С. П. Дягилева. Партию Авроры танцевала замечательная балерина Ольга Спесивцева, а Карлотта Брианца исполнила роль феи Карабосс.