премьера оперы
«ФАЛЬСТАФ»
17 января
1894 г.
17 января 1894 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Дж. Верди «Фальстаф» в России. Дирижером выступил Эдуард Францевич Направник, режиссером Осип Осипович Палечек.

Портрет Джузеппе Верди. Художник Джованни Больдини.

Замысел оперы композитор вынашивал около сорока лет. «После того, как я убил столько героев, у меня наконец-то есть право немного посмеяться»,— говорил Джузеппе Верди.

Создание первой комической оперы Джузеппе Верди — «Король на час» («Мнимый Станислав») — пришлось на трагический период жизни композитора, когда он, лишившись двоих детей, потерял и жену. Позже Верди писал: «Вся моя семья погибла… и в этом состоянии ужасной муки я должен был сочинять комическую оперу».

Неудивительно, что премьера в Театре Ла Скала в 1840 году закончилась провалом, который Верди переживал крайне тяжело. Последующую славу маэстро приносили исключительно драматические сюжеты, но присущий ему юмор ждал своего часа и на закате жизни воплотился в виртуозную лирическую комедию.

Долгожданная премьера последней, двадцать шестой оперы Дж. Верди «Фальстаф» в 3 действиях, 6 картинах, на либретто Арриго Бойто по пьесам Шекспира «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы», состоялась 9 февраля 1893 года в Ла Скала и вылилась в грандиозное чествование 80-летнего композитора.
Верди с певцами на репетиции «Фальстафа». Художник А. Хохенштейн. Из фондов Archivio Storico Ricordi.
Дирекция Императорских театров во главе с И. А. Всеволожским не могла пропустить столь выдающееся театральное событие и поспешила приобрести в Милане все необходимые для постановки материалы.
Уже в следующем сезоне оперу поставили в Мариинском театре. Под руководством дирижера Эдуарда Францевича Направника в спектакле приняли участие лучшие вокальные силы театра: Аркадий Яковлевич Чернов (Фальстаф), Иван Константинович Гончаров (Форд), Михаил Иванович Михайлов (Фентон), Евгения Константиновна Мравина (Алиса Форд), Федор Игнатьевич Стравинский (Пистоль) и др.

Критикуя либретто нового произведения Верди, рецензенты отмечали, что «вся опера написана с большим мастерством и знанием дела; декламация правильная, интересная, а оркестр, который обработан с особой любовью, характерно иллюстрирует и оттеняет происходящее на сцене... Исполнение оперы в общем отличное, а разучена и срепетована она безупречно и идет под управлением г. Крушевского* превосходно. Постановка тщательна, декорации красивые, костюмы хорошие, костюмы же Фальстафа вполне выдержаны и чрезвычайно типичны. Очень типичен г. Чернов, с внешней стороны, в заглавной роли, которую он почти все время выдерживает в должной мере».*

Фальстаф в исполнении Чернова являлся «главным образом хвастливым и трусливым толстяком-пьяницей, мечтающим, что все женщины от него [будут] без ума»*.

Программка спектакля. Из фондов СПбГМТМИ.

Эдуард Андреевич Крушевский (1851–1916) — дирижер и композитор, капельмейстер Мариинского театра.
Лель [Обозрение музыкальных событий] // Артист. 1894. № 34 (февр.). С. 254.
Ежегодник Императорских театров. Сезон 1893/1894. Санкт-Петербург, 1895. С. 214.
А. Я. Чернов в партии Фальстафа. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Фальстафа. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.
А. Я. Чернов в партии Фальстафа. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Фальстафа. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.
Отмечали удачное оформление оперы, выполненное с необыкновенной тщательностью и исторической достоверностью. Известно, что работа над постановкой в Италии шла под контролем самого композитора: он сам прослушивал и отбирал исполнителей, частным образом занимался с солистами, присутствовал на репетициях, а также утверждал сценическое оформление.
Поскольку петербургские художники и декораторы в точности следовали миланским эскизам, 17 января 1894 года перед зрителями предстали декорации и костюмы, одобренные Верди и соответствующие визуальному образу спектакля Ла Скала.
Эскиз костюма Наннетты. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Мэг Пэдж. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Алисы Форд. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.
Эскиз костюма Квикли. Художник А. Хохенштейн. Из фондов СПбГТБ.

Сцена из спектакля. М. А. Славина — Квикли, М. И. Долина — Мэг Пэдж, Е. К. Мравина — Алиса Форд, М. А. Михайлова — Наннетта.

Поставленный в России «Фальстаф» не сразу завоевал любовь меломанов. Утверждали, что опера прошла без успеха, публика скучала, не одобряя новой, декламационной манеры Верди. Ещё более прохладно отнеслись к ней музыкальные критики, озабоченные в то время возрождением русской оперы и выступающие против засилья иностранных композиторов на Императорской сцене, в особенности, против «италомании».

Один из авторов «Русской музыкальной газеты» писал: «Об этом произведении говорить много не придется потому, что к "Фальстафу" серьезно отнестись нельзя — это не опера, ещё менее "лирическая комедия" — это просто старческая немочь».*

Прошло всего несколько представлений, и спектакль был снят с репертуара. Возрождение оперы на русской сцене наступило уже в советский период.
«Фальстаф» — Верди // Русская музыкальная газета. 1894. № 2. С. 43.
Ежегодник Императорских театров. Сезон 1893/1894. Санкт-Петербург, 1895. С. 212-222.