Анатолий Яковлевич
Альтшуллер
22 января
1922 г.
22 января 1922 года родился Анатолий Яковлевич Альтшуллер — Исследователь, Учитель, Мастер.
Анатолий Яковлевич был из тех, о ком говорят, что даже краткое пересечение с таким человеком — удача, везение, счастье. Удача — это знакомство с выдающимся Ученым, везение — обретение вдумчивого Педагога, счастье — встреча с человеком поистине мудрым, великодушным, глубоко порядочным.

Вчитайтесь в сухие сведения биографической справки: «Театровед, историк театра, доктор искусствоведения (1967), профессор (1977). В 1948 году окончил ЛГИТМиК. С 1962 по 1995 год заведующий сектором источниковедения и библиографии научно-исследовательского отдела ЛГИТМиКа. Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» и Орденом Отечественной войны II степени. Сколько же скрыто за скупыми строчками, охватывающими целую жизнь!

Сферой научных интересов Анатолия Яковлевича всегда была история Русского Театра, и конечно же, Александринского: «А. Е. Мартынов. 1816−1860» (1959), «Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александрийской сцены» (1968), «Юлия Линская. 1820−1871» (1973), «Павел Свободин» (1976), «Пять рассказов о знаменитых актерах. Дуэты. Сотворчество. Содружество» (1985) и др.

А. Я. Альтшуллер. 1950-е гг.

Он был одним из авторов таких программных изданий, как «Советский театр: Документы и материалы» (1968−1982), «Очерки истории русской театральной критики» (1975−1979), «Очерки истории русской советской драматургии», т. 1 (1963) и др.

А. Я. Альтшуллер. 1990-е гг.

В 2001 году под эгидой Александринского театра и Института истории искусств в свет вышла его книга «А. П. Чехов в актерском кругу», посвященная такой важной для автора теме переплетения творческих и личных судеб людей театра, их человеческих взаимоотношений, их влияния на судьбу Русского Театра.

«Человек огромного обаяния, умевший мудро смотреть на жизнь и людей», — так вспоминали о нем коллеги. «Академическая основательность и живость натуры — не просто полюса, организующие поле его исследовательских пристрастий. А. Я. Альтшуллера именно глубоко интересовал феномен встречи, стыка разных жизненных сфер, их взаимодействие и, может быть, взаимооправдание. Он умел, мог и хотел держать свою тему и показать творческие контакты людей искусства как живую историю театра», —писала Надежда Таршис на страницах «Петербургского театрального журнала».*

Оптимизм этого человека заряжал всех тех, с кем сводила его судьба. Пройдя сложный жизненный путь, Анатолий Яковлевич всегда руководствовался девизом: «Всё хорошо! А что не хорошо, то — прекрасно!»
Таршис Н. «Он умел держать свою тему» // Петербургский театральный журнал. 2001. №3. С. 154.