николай николаевич
крюков
8 июЛя
1915 г.
8 июля 1915 года родился Заслуженный артист РСФСР Николай Николаевич Крюков.

Н. Н. Крюков. 1990-е гг.

Популярность к артисту пришла в конце 1950-х, когда он стал очень много сниматься в кино. О его творчестве, как актера театра, известно не так уж много, однако, по немногочисленным рецензиям и очеркам, можно сказать, что и на сцене Крюков добился не меньшего успеха.

Свою артистическую деятельность Николай Крюков начал в 1932 году в студии при Большом драматическом театре им. М. Горького в Ленинграде. Его педагогом по актерскому мастерству был К. К. Тверской. После окончания учебы Николай Крюков был зачислен в труппу театра, но проработал около года, так как его призвали в армию, где он продолжил играть в армейском театре Дома офицеров в Тбилиси.

Вернувшись в Ленинград, Крюков получил приглашение от известного режиссера С. Э. Радлова и поступил к нему в Театр-студию (с 1939 года – Театр Ленинградского Совета).

До Великой Отечественной войны Крюков успел сыграть немного ролей среди которых, особенно выделялась роль Лаэрта («Гамлет» У. Шекспир). Премьера спектакля прошла в 1938 году с большим успехом.

Сергей Радлов готовясь к постановке пьесы, тщательно разбирал с актерами шекспировских персонажей, в частности, о Лаэрте он говорил, что этот герой легкомысленный, не очень умен, но должен «возбуждать симпатию» у зрителей.*

Николаю Николаевичу удалось это сделать – его Лаэрт вызывал симпатию и понимание. И. Б. Березарк в книге, посвященной спектаклю С. Радлова, анализируя исполнение Крюковым этой роли, отмечал, что актер старался раскрыть характер Лаэрта, показать его внутренний мир, «обосновать неожиданность поступков героя, его частые переходы от бурных порывов к успокоению, от ненависти к любви».*

Николай Крюков достаточно много играл в постановках шекспировских пьес. В списке его работ и Грациано («Отелло»), и Тибальд («Ромео и Джульетта»), и Макдуф («Король Лир»), и, конечно же – Гамлет. Только сыграл он эту роль уже в тяжелые годы Великой Отечественной Войны.

Н. Н. Крюков в роли Лаэрта в спектакле «Гамлет» Театра-студии С.Радлова. 1938 г.

Радлов С. «Гамлет» (из беседы с актерами) // Искусство и жизнь. 1938. № 3. С. 20.

Березарк И. «Гамлет» в Театре имени Ленинградского Совета. Ленинград-Москва, 1940. С. 96.


Н. Н. Крюков в роли Гамлета в спектакле «Гамлет» Театра Ленинградского Совета. 1943 г.

«До конца января 1942-го мы играли в блокадном Ленинграде. Потом театр Радлова был эвакуирован в Пятигорск, и вскоре мы оказались в оккупации. Работали… Через несколько месяцев нас под конвоем увезли в Запорожье, а оттуда в Берлин», – вспоминал Николай Крюков.*

Попав в плен, артисты театра Ленинградского Совета вынуждены были работать. По словам Д. И. Золотницкого: «Классика тогда мощно звучала как иносказание о вечной борьбе добра и зла. В этом суть «Гамлета», «Бесприданницы», «Без вины виноватых» – основы радловского репертуара».*

В 1943 году Радлов поставил в Запорожье «Гамлета», в котором главную роль исполнил Крюков. «Гамлетом – борцом, рыцарем без страха и упрека был 27-летний Николай Крюков», – писал театровед В. М. Гайдабура.*

Крюков Н. Без вины виноватый / беседу вела Т. Ананьина // Антракт. 1990. № 20. С. 3.

Золотницкий Д. «Так расскажи правдиво…» // Советская культура. 1989. 22 авг. С. 6.

Гайдабура В. Terra incognita // Театр. 2002. № 3. С. 148.

После войны Николай Николаевич играл в театрах Калинина, Ростова-на-Дону, два года в Рижском театре русской драмы, куда его позвал С. Э. Радлов. В этом театре он создал целый ряд ярких, замечательных образов в постановках современных и классических пьес У. Шекспира, Я. Райниса, А. Е. Корнейчука, А. В. Софронова, Ф. Нотта, Э. М. Ремарка.

В 1958 году умер С. Э. Радлов и Николай Николаевич решил уйти из театра. Актер вернулся в Ленинград.

В этот же год Т. Ю. Вульфович и Н. Ф. Курихин пригласили Крюкова сниматься в фильме «Последний дюйм». Роль Бена Эсли принесла актеру невероятный успех и любовь зрителей.

Всего более ста ролей сыграно Крюковым в кино. Это были и большие и совсем маленькие роли, иногда эпизодические, но всегда запоминающиеся зрителями: Морской офицер («Земля Санникова») или пират Том Морган («Остров сокровищ»), директор музея («Шествие золотых зверей») или кубинский коммунист («Бронзовая птица»), Генерал армии («Сабля без ножен») или бандит Прохор («Петровка 38»), Полковник Моран («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона») или Эрг Ноор («Туманность Андромеды»).

Н. Н. Крюков – Алмазов и Е. М. Македонская – Лукерия в сцене из спектакля «Беспокойная должность» Драматического театра им. М. Горького (Ростов-на-Дону).

Из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.

Н. Н. Крюков – Бен Эсли в фильме «Последний дюйм». 1958 г.
Н. Н. Крюков – полковник Моран в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». 1980 г.
По воспоминаниям Николая Крюкова еще в самом начале творческой карьеры его педагог К. К. Тверской говорил ему: «Коля, ты, безусловно, – герой-любовник, но этого мало. Поставь себе цель максимально развивать характерные черты».* Крюков воспользовался этим бесценным советом и стал замечательным характерным актером.