Премьера спектакля «Горячее сердце»
9 июля
1973 г.
В 1973 году праздновалось 150-летие со дня рождения А. Н. Островского, и 9 июля Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина показал его комедию «Горячее сердце».

Афиша спектакля. Из фондов Александринского театра.

Актеры старейшей сцены предстали во всеоружии своего мастерства. Некоторые из созданных ими образов производили неизгладимое впечатление и становились настоящими открытиями для зрителя.

Накануне премьеры режиссер Олег Константинович Овечкин писал о намеченных создателями спектакля целях: «Наше стремление подать пьесу так, как будто она написана сегодня. <…>. Сыграть спектакль так, чтобы он не получил этнографической окраски, а имел явно выраженную активную направленность, нес определенный эмоциональный заряд».*

Эмоционально наполнен, убедителен и ярок был образ свободолюбивой и непримиримой Параши в исполнении молодой артистки Валентины Викторовны Паниной: «Параша Паниной воюет со своими противниками, со всеми, кто пытается лишить ее духовной свободы, темпераментно, смело, даже яростно», находясь «всецело в пределах сегодняшнего дня».*

Критики единодушно утверждали, что в героине чувствовалось биение «горячего сердца»: «Напористая, бунтующая, веселая, энергичная В. Панина – Параша напомнила зрителю, что же имел в виду Островский, давая комедии название».*

Овечкин О. К. Комедия А. Н. Островского «Горячее сердце» // Театральный Ленинград. 1973. № 27. С. 4-5.

Образцова А. От дуэтов к полифонии // Советская культура. 1973. 9 окт.

Вишневская И. Л. После гастролей // Театр. 1974. № 2. С. 64.

Ю. В. Толубеев в роли Градобоева, Р. Т. Балашова в роли Матрёны. Из фондов Александринского театра.
Н. А. Волков в роли Человека Хлынова, В. А. Лисецкий в роли Хлынова. Из фондов Александринского театра.
Филигранно выстраивал образ Градобоева Юрий Владимирович Толубеев. Переосмыслив роль и расширив её границы, актёр создал поистине сценический шедевр.

Театровед П. А. Марков назвал эту работу «актерской вершиной, выражающей суть искусства театра и его стиль».

«Актер в этой роли обнаруживает ранее не увиденные черты, которые помогают заново проникать в сущность образа. <…> Есть в Толубееве какой-то высшего полета внутренний художественный покой — покой редкий, полный глубокого смысла, позволяющий наслаждаться его исполнением и любоваться исчерпывающим охватом образа, зоркостью и безупречной выразительностью деталей», — писал критик. «Умный, хитрый, требовательный, умеющий держать городок в своих мягких, но цепких руках» Градобоев–Толубеев был «смешон и страшен».*

Актер сумел достичь высокой степени художественного обобщения. Его герой иногда ассоциировался у зрителя и с Башмачкиным из гоголевской «Шинели», и в то же время с Расплюевым из «Свадьбы Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.*

Ю. В. Толубеев в роли Градобоева, В. В. Меркурьев в роли Курослепова. Из фондов Александринского театра.

Марков П. А. После гастролей Ленинградского театра драмы имени Пушкина // Марков П. А. О театре: В 4 т. Москва, 1977. Т. 4. С. 509.

См. : Вишневская И. Л. После гастролей // Театр. 1974. № 2. С. 64.


Сцена из спектакля: Р. А. Кульд — Гаврило, В. В. Панина — Параша, Ю. В. Толубеев — Градобоев. Из фондов Александринского театра.

Среди несомненных творческих удач спектакля был также образ Курослепова, мастерски воплощенный Василием Васильевичем Меркурьевым. Актер выразительно и точно передал характер героя, как писал один из рецензентов – «блистательно – не оторвешься»*.

Играя Курослепова «в манере резко гротесковой, преувеличенно сатирической»* Меркурьев «с огромным доверием»* шел за Островским. Он четко отражал заложенные автором качества и черты персонажа, словно убежденный в том, что «ничего ни педалировать, ни “осовременивать” не надо», а «надо только жить всей полнотой внутренней жизни образа, и его беспощадный обличительный смысл точно дойдет до зрителя».*

Художественное оформление спектакля осуществила Марина Цолаковна Азизян. Оно было глубоко продумано и интересно: «Хитроумная пирамида из заборов, ворот и калиток символизирует некий мир-лабиринт, из которого нет выхода».*

Скатов Н. Два «Горячих сердца» // Звезда. 1974. № 5. С. 198.

Пименов В. И вновь Пушкинский… // Литературная газета. 1973. 10 окт.

Зубков Ю. Эстафета поколений // Театральная жизнь. 1973. № 24. С. 10.

Эскиз декорации к спектаклю. Художник М. Ц. Азизян. Из фондов СПбГМТМИ.
Тем не менее, рецензенты наблюдали в спектакле стилистический диссонанс. Режиссёра упрекали в отсутствии единой художественной концепции. «Три разных стилистических струи существуют внутри одной постановки», — отмечала А. Г. Образцова, имея в виду с одной стороны – традиционную для Александринской сцены «реалистическую манеру» исполнения, с другой стороны – «модернизированный» образ Параши и с третьей – оформление, которое было «условно и стилизовано, как будто заимствовано с других сценических подмостков».*
Эскиз костюмов просителей. Художник М. Ц. Азизян. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Матрёны. Художник М. Ц. Азизян. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Матрёны. Художник М. Ц. Азизян. Из фондов СПбГМТМИ.
Эскиз костюма Градобоева. Художник М. Ц. Азизян. Из фондов СПбГМТМИ.
Однако, несмотря на то, что составляющие спектакля несколько разобщались, сами по себе они были невероятно выразительны и оставляли сильное впечатление.