Марфа николаевна
муравьева
11 июЛя
1838 г.
11 июля 1838 года родилась Марфа Николаевна Муравьева, одна из лучших русских лирических танцовщиц. Ее танец отличался совершенством линий, музыкальностью, выразительностью движений, тонким художественным вкусом, легкостью и виртуозной техникой.

М.Н.Муравьева. 1859 г. Из фондов ГИМ.

Особенно мелкие движения и пальцевая техника вызывали восторг зрителей. Итальянский хореограф Карло Блазис писал: «Можно сказать, что из-под ног ее во время танцев сыплются алмазные искры... Ее манера танцев <...> проявляется во всем своем блеске при исполнении ею соло, когда она кончиками своих пальцев едва касается земли, когда смотришь в это время на ее быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas, то невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга».*

Марфа Николаевна была любимицей хореографа А. Сен-Леона и исполнительницей ведущих партий в балетах в его постановке («Метеора», «Фиаметта, или Торжество любви», «Севильская жемчужина», «Пакеретта», «Конек-Горбунок»).

Ее лучшая партия — Жизель в балете А. Адана в хореографии Ж. Перро и Ж. Коралли, именно ее она представила в 1862 году во время гастролей в Париже, продемонстрировав прекрасную русскую балетную школу и став желанной гостьей «Гранд-Опера».

Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. Москва, 1864. С. 26‒27.

М.Н.Муравьева в балете «Дьяволина»
М.Н.Муравьева в балете «Жизель»
М.Н.Муравьева в балете «Жизель»
М.Н.Муравьева в балете «Фиаметта, или Торжество любви»
Марфа Николаевна родилась в Москве в семье вольноотпущенного крепостного, образование получила в Петербургском театральном училище. Занималась в классах у Фредерика, Эжена Гюге и Мариуса Петипа, по окончанию училища была зачислена в состав петербургской балетной труппы.
М.Н.Муравьева в балете «Эсмеральда». Из фондов СПбГМТМИ.
М.Н.Муравьева в балете «Конек-Горбунок, или Царь-девица». Из фондов СПбГМТМИ.
М.Н.Муравьева в балете «Сирота Теолинда, или Дух долины».
М.Н.Муравьева в балетном костюме. Фотограф К. И. Бергамаско.
В 1857 году Муравьева с большим успехом дебютировала в Москве в Большом театре. Она выступила в трудной роли Фатьмы в «Мраморной красавице» Ц. Пуни, вызвав решительный восторг публики. Ее называли хореографическим чудом: «описать эту ловкость, гибкость, силу в ногах, изумительные па, — невозможно; нужно видеть, чтобы понять, оценить их… Смело можем сказать, что, в отношении техники, она едва ли имеет и в настоящее уже время соперниц».*

С этих пор приезды в московский театр стали частыми, но, как правило, они шли в отсутствие ведущей московской танцовщицы Прасковьи Лебедевой. Муравьевой часто не хватало актерского мастерства, поэтому ей трудно было соперничать с Лебедевой, обладавшей незаурядными актерскими данными.

Творческая карьера Марфы Николаевны была короткой, всего семь лет она радовала зрителей своим искусством. В 27 лет балерина вышла замуж за предводителя дворянства Санкт-Петербургского уезда, офицера императорской армии господина Н. К. Зейферта и оставила сцену. Марфа Николаевна прожила в счастливом браке 14 лет, оставшись в памяти своих почитателей непревзойденным образцом высочайшего уровня мастерства.

М.Н.Муравьева. Из фондов ГЦММК.

Раппапорт М. Большой театр. Г-жа Муравьева в Мраморной красавице // Театральный и музыкальный вестник. 1857. 38. С. 501.

Боглачева И. А. Марфа Николаевна Муравьева. Материалы к биографии // Боглачева И. А.  Артисты санкт-петербургского императорского балета, XIX век. Санкт-Петербург : Чистый лист, 2015. С. 140–183.