возобновление спектакля «дворянское гнездо»
12 июля
1958 г.
12 июля 1958 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина обрел новую жизнь легендарный спектакль 1941 года «Дворянское гнездо» (инсценировка Н. И. Собольщикова-Самарина). Зритель получил удивительную возможность вновь погрузиться в особую атмосферу тургеневского романа, проникнуться душевными переживаниями. Спектакль вышедший 24 мая 1941 года отличался художественной цельностью. Его создателям удалось передать поэтику автора, постичь глубину произведения. Среди достоинств постановки современники отмечали тщательно выстроенные красноречивые мизансцены режиссера А. А. Музиля, продуманное до мельчайших деталей великолепное художественное оформление В. В. Дмитриева, выполненное «в пережитых по-новому лучших традициях русской живопись».* Это оформление сохранилось и в возобновленном спектакле.

Державин К. «Дворянское гнездо» // Ленинградская правда. 1941. 28 мая.

Филигранная, талантливая работа постановщиков вдруг опять оживала с новым составом исполнителей.

Роль Лизы, которую играла Н. С. Рашевская, была отдана не менее блестящей актрисе Н. В. Мамаевой, Е. П.#nbsp.

Корчагину-Александровскую в роли Марфы Тимофеевны сменила ее дочь Е. В. Александровская.


Калитину вместо В. А. Мичуриной-Самойловой играла А. Н. Парамонова – бывшая исполнительница роли Варвары Павловны, образ которой теперь создавала О. Я. Лебзак.

В роли музыканта Лемма по-прежнему демонстрировал свое мастерство К. В. Скоробогатов.

Премьерная афиша спектакля. 1958 г. Из фондов Александринского театра.

Спустя годы актер И. О. Горбачев признавался в большой любви к доставшейся ему в 1958 году роли Лаврецкого, но сетовал на то, что сыграл ее слишком рано, что на тот момент выразительный рисунок предыдущего исполнителя Н. К. Симонова мешал самостоятельной работе над образом.
Н.В. Мамаева — Лиза Калитина, Е.В. Александровская — Марфа Тимофеевна.Из фондов Александринского театра.
А.Н. Парамонова — Мария Дмитриевна, О.Я. Лебзак — Варвара Павловна.Из фондов Александринского театра.
К.В. Скоробогатов — Лемм, И.О. Горбачёв — Фёдор Лаврецкий. Из фондов Александринского театра.
Н.В. Мамаева — Лиза Калитина, И.О. Горбачёв — Фёдор Лаврецкий. Из фондов Александринского театра.
Н.В. Мамаева — Лиза Калитина, И.О. Горбачёв — Фёдор Лаврецкий. Из фондов Александринского театра.

Н.В. Мамаева — Лиза Калитина, И.О. Горбачёв — Фёдор Лаврецкий.

Из фондов Александринского театра.

И в то же время, Горбачев дорожил этим опытом, чувствовал его сильное влияние на свое дальнейшее творчество:
«Сколько бы воды ни утекло с тех пор, мне не забыть открытий, которые я сделал для себя, прикоснувшись к огромному внутреннему миру Лаврецкого, миру Тургенева, миру великой русской души. Уже тогда понял я, благодаря работе в классике, что не надо проявления великих чувств нивелировать, усереднять героя "под себя", нельзя ни кого копировать, его надо искать, собирать заново».*


Исследователь творческого пути актера Т. Б. Забозлаева писала, что его Лаврецкий «эскизно содержал в себе черты чеховского Иванова» (премьера «Иванова» состоялась в 1978 году) и особенно «запомнился» зрителю в эпилоге, «когда он, постаревший, входил в любимый Лизин дом и вглядывался в новые лица, населяющие его. Грустно, заинтересованно и обреченно вглядывался, остановившись в стороне».*

Горбачев И. Каждый раз праздник // Театральная жизнь. 1979. № 15. С. 7.

Забозлаева Т. Б. Игорь Горбачев. Ленинград, 1985. С. 77.