гавриил Николаевич
жулёв
17 июЛя
1836 г.
17 июля 1836 года родился будущий актер, поэт и драматург Гавриил Николаевич (Поликарпович) Жулёв. Происходил он из семьи вольноотпущенных камергера императорского двора Н. М. Смирнова. Актерское образование получил в Петербургском театральном училище и поступил на сцену Александринского театра в 1853 году.

Г. Н. Жулёв

А. А. Григорьев выделял его среди актеров и призывал руководство театра и зрителей заметить Жулёва, потому что там, «где являлся этот безвестный артист, он выказывал и комический огонь, и силы, которыми давно пора бы заменить некоторые заслуженные усилия».*

Одаренный сочинительским талантом, Жулёв писал пьесы совместно с С. Н. Худековым и И. Е. Чернышевым. Одной из самых популярных была пьеса «Петербургские когти», написанная в соавторстве с Худековым, который стихотворцем был неважным, а вот Жулёв сникал известность как поэт, автор сатирических стихов и, в театральных кругах, как отличный куплетист. В пьесе куплеты часто служили для «оживляжа», так как модной в те времена стала оперетта. Куплеты, сочиненные Жулёвым, пел главный герой пьесы Медяков, прототипом которого был, а также и исполнял эту роль, И. И. Монахов. Пьеса стала настолько популярна, что «крылатая» фраза «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь» долетела до наших дней. А в XIX веке ходили как поговорки выражения из нее: «Поделом, поделом – не будь дураком», «Ваша речь есть истина святая, я ничего умнее не слыхал».
В 1875 году Жулёв оставил сцену и полностью отдался сатирическому творчеству. Печатался в журналах «Искра» и «Будильник», как автор пародий и эпиграмм, откликавшихся на текущую жизнь Александринского театра, осмеивавших консерватизм литераторов и театральных деятелей, в газетах «Петербургский листок» и «Петербургская газета» под псевдонимами «Скорбный поэт» и «Агафья Ивановна». Написал эпиграммы на всех актеров, кроме, пожалуй, И. Ф. Горбунова. Про него Жулёв выразился так: «А на Ивана Горбунова не поднимется рука…»
Вот, например, эпиграмма написанная Жулёвым на актера Павла Васильевича Васильева, выступавшего преимущественно в незначительных ролях, на фоне которых ярко выделялся созданный актером трагический персонаж Царя Ивана Васильевича IV в спектакле Александринского театра 1867 года «Смерть Иоанна Грозного». Современники отнеслись к этому исполнению предвзято, многим в образе Иоанна Грозного виделся любимец публики Василий Васильевич Самойлов.

Уважаю я Васильева
И как комика люблю его!
Ну, попробуй кто, осиль его:
Как играет он Расплюева…

Взявши Грозного серьезного,
Превратил он в водевиль его…
Это смерть была не Грозного,
А забавного Васильева.

Автозарисовка В. В. Самойлова в роли Иоанна Грозного. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.