Сергей Эрнестович
РАДЛОВ
18 июЛя
1892 г.
18 июля 1892 года родился Сергей Эрнестович Радлов, один из самых талантливых театральных режиссеров, оставивших свой след в истории русского театра XX века, педагог, драматург и историк театра.
Сергей Эрнестович Радлов родился в семье философа, историка и переводчика, одного из основателей Санкт-Петербургского философского общества, директора Публичной библиотеки Эрнеста Леопольдовича Радлова. Мать Сергея, Вера Александровна, была дочерью адмирала Александра Александровича Давыдова и двоюродной сестрой художника Михаила Александровича Врубеля. Сергей был третьим ребенком в семье. Его сестра Наталья впоследствии стала театральным педагогом, брат Николай ― известным художником.

В годы студенчества в Петербургском университете Сергей Радлов начал сотрудничать с Всеволодом Эмильевича Мейерхольдом в Студии на Бородинской и в журнале «Любовь к трем апельсинам». После окончания университета в 1916 году Радлов работал в Петроградском отделении Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса, в культурно-массовых организациях Петроградского военного округа и Балтийского флота, в Театре Народного дома и в театре «Студия».

Портрет С.Э.Радлова. Художник Н.П.Акимов. 1930-е гг. Из фондов СПбГМТМИ.

Афиша спектакля «Господин де Пурсоньяк» Театра «Народная комедия». 1921 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Афиша премьеры оперетты «Девушка-сыщик» Театра «Музыкальная комедия». 1924 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Афиша со спектаклем «Убийство Арчи Брейтона» Театра-студии под руководством С.Э. Радлова. 1923 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Гастрольная афиша со спектаклем «Эуген несчастный»" в постановке С.Э.Радлова Ленинградского драматического театра. 1924 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Сергей Эрнестович Радов внес неоценимый вклад в развитие ленинградского театрального искусства. В 1920‒1930-х годах он ставил спектакли и был художественным руководителем Ленинградского драматического театра (1923‒1927) и Театра оперы и балета (1931‒1934). С 1928 года возглавлял созданный им Молодой театр (с 1934 года ‒ Театр-студия (затем Ленинградский государственный театр) под руководством С. Э. Радлова, с 1939 по 1942 год — Театр имени Ленинградского Совета).
Группа артистов мастерской С.Э.Радлова. 1926 г. Из фондов СПбГМТМИ.
Репертуарный листок Ленинградского государственногой театра под руководством С.Э. Радлова. 1938 г. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Группа артистов мастерской С.Э.Радлова. 1926 г. Из фондов СПбГМТМИ.

А. Д. Радлова. 1930-е гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

В 1914 году Сергей Эрнестович женился на поэтессе и переводчице Анна Дмитриевне Дармолатовой, выпускнице Бестужевских курсов. Супружество их происходило, если так можно сказать, в «модном» в те годы ключе. Летом 1926 года Анна Дмитриевна развелась с Радловым и вышла замуж за соседа по квартире инженера Корнелия Павловича Покровского. По свидетельству Михаила Алексеевича Кузмина, Радловы и Покровский часто появлялись на людях втроем. В 1938 году Покровский, ожидая очередного ареста, покончил с собой, оставив предсмертные письма обоим Радловым. После этого Анна Дмитриевна вернулась к первому мужу и разделила с ним впоследствии все его горести и скитания.

Пережив первую блокадную зиму, в марте 1942 года Радловы вместе с театром были эвакуированы в Пятигорск. Сергей Эрнестович, видя опасное положение на фронте, всеми силами пытался отправить театр вглубь страны, но чудом удалось выехать только части актеров, а 9 августа фашисты заняли город, и оставшаяся труппа вместе с Радловыми оказалась в оккупации. Они вынуждены были играть. «Кто ответит за то, что края и города с их жителями были оставлены отступавшими войсками…? А спрос предъявили потом лишь жертвам…»*

Золотницкий Д. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. Санкт-Петербург, 1999. С. 246.

Актер Николай Крюков вспоминал о том, как радловцы томились в оккупированном немцами Пятигорске, а «со временем почувствовали острую необходимость нашей работы. Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей, и для нас».*
В январе 1943 года фашисты загнали актеров в поезд и отправили в Запорожье, где Петроградский театр под руководством Радлова (так он теперь назывался) играл свой старый репертуар. Ничего нового режиссер не ставил. Потом театр оказался в Берлине, и, в конце концов, на юге Франции. После окончания войны Радловы переехали в Париж. 25 июня 1945 года самолетом военной эскадрильи Нормандия-Неман актеры труппы Радлова вместе с домочадцами вылетели в Москву.

Золотницкий Д. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. Санкт-Петербург, 1999. С. 251.

Сергею Эрнестовичу обещали сохранить его театр. Но сразу по прибытии, прямо у трапа самолета, Радловы были арестованы по обвинению в измене Родине и сотрудничестве с оккупантами, и осуждены с конфискацией имущества и лишением государственных наград. В январе 1946 года их доставили в Волголаг — лагерь в поселке Переборы под Рыбинском. Руководители Волголага отличались любовью к массовым зрелищам. В конце 1930-х – начале 1940-х годов джаз-оркестром там руководила Наталья Ильинична Сац. Теперь руководителем самодеятельности стал Сергей Радлов. Пережившая сердечный приступ еще во время оккупации в Пятигорске, Анна Дмитриевна погибла в лагере 23 февраля 1949 года от инсульта и была похоронена недалеко от Переборов (ныне территория Рыбинска).


Театральный ансамбль культурно-воспитательного отдела МВД «Волгостроя».

В центре: А. Д. Радлова, С. Э. Радлов. 19.11.1946.

Из собрания В. Старжинской.


С. Э. Радлов. Из фондов Александринского театра.

Освободившись в 1953 году, Радлов отправился работать очередным режиссером в Даугавпилсский драматический театр, а через год — в Рижский театр русской драмы. Латвийский период дал режиссеру определенную творческую свободу: «Радлов должен был благодарить судьбу, приведшую его в Латвию: в Ленинграде ни его "Гамлет", ни его "Король Лир" тогда бы заведомо не появились. Радлов сгинул бы там, не допущенный к театру на пушечный выстрел, как сгинул Печковский. Ибо после войны Ленинград надолго стал городом тотального режима…» *

На надгробном памятнике режиссера, похороненного на кладбище Райниса в Риге — последние слова Гамлета в переводе Анны Радловой:

«Пусть будет так… Горацио, я мёртв.
А ты живешь — так расскажи правдиво
Всё обо мне и о моих делах
Всем, кто захочет знать».

Золотницкий Д. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. Санкт-Петербург, 1999. С. 285.

Молодой театр под рук. С. Радлова: [Папки вырезок]. Ленинград, 1927-1933

Радлов С. Э. Советы драматургу // Абраксас: литературно-художественный альманах. 1923. Фев. С. 30-31.