Премьера спектакля
«Волшебник Азолин, или Мнимый визирь Али-Баба»
30 июля
1823 г.
30 июля 1823 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера комедии в трех действиях, с хорами и пением, маршами, турецкими церемониями и балетом «Волшебник Азолин, или Мнимый визирь Али-Баба».

А.А.Жандр. Фототипия. 1870-е гг. Из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Андрей Андреевич Жандр , взяв за основу французскую мелодраму Ж.-Ж.-М.  Дюперша «L`enchanteur Azolin, ou Le visir imaginaire», с успехом шедшую в Париже с 1805 года, переделал ее для русской сцены. В это время друг и соавтор А. С. Грибоедова, близкий знакомый Каратыгиных, драматург и переводчик А. А. Жандр служит правителем канцелярии Военно-счётной экспедиции, но современники почитают его как «умного и сведущего в драматической литературе»* писателя.

В центре действия пьесы — любовный треугольник: красавица Заида, ее добросердечный жених Ахмет и сумасбродный самовлюбленный Али-Баба, который тоже хочет добиться расположения девушки. Видя нерешительность и метания Заиды, ее тетушка обращается за помощью к волшебнику Азолину. Он незаметно погружает всех в волшебный сон, в котором женихи проходят испытания приключениями, богатством и властью. Али-Баба, конечно, проигрывает в этой схватке, полной всяческих соблазнов, но он столь обаятелен в своем плутовстве, так полон жажды жизни, и вся интрига держится на нем!

Арапов П. Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург, 1861. С. 295.

В спектакле Волшебника представлял И. П. Борецкий, Али-Бабу — А. Н. Рамазанов.

Иван Петрович Борецкий (Пустошкин) окончил Горный кадетский корпус и до 1816 года состоял на военной службе. Но огромная любовь к театру привела его в 1818 году на Александринскую сцену. Он отличался живым, подвижным темпераментом и был привержен в игре к внешним эффектам, чем ограничивал свои амплуа. Склонность к скандированию и жестикуляции, по мнению современников, мешала актеру. «Борецкий такой охотник покричать, что, слушая его, никак не разберешь, проклинает или благословляет он».*

Александра Николаевича Рамазанова публика обожала за «какую-то милую веселость юношеских лет и добродушие, которыми он пленяет всех зрителей»*. Он был превосходным комедийным актером. «Живость, проворство, лукавство, перемена голоса, вникание в свойство представляемого лица — делают его отличным актером».*

Спектакль прошел на сцене всего один раз...

Портрет А.Н. Рамазанова. Художник К.П. Брюллов. 1822 г.

Из фондов Третьяковской галереи.

Соц В. О Санкт-Петербургском Российском театре // Сын отечества. 1820. Ч. 65. № 41. С. 11. (Изящные искусства).

Курганов А. А. Театр // Благонамеренный. 1822. Ч. 17. № 3. С. 104.

Барков Д. Русский театр // Сын отечества. 1815. Ч. 19. № 3. С. 123.