Премьера спектакля
«Альберт Первый, или Торжествующая добродетель»
10 июня
1789 г.
10 июня 1789 года состоялась премьера чувствительной драмы «Альберт Первый, или Торжествующая добродетель». Это был перевод Ивана Афанасьевича Дмитревского пьесы французского драматурга Антуана Ле Блана «Albert I, ou Adeline».
Действие пьесы происходит в Вене и прославляет Государя Альберта, великодушного и справедливого к своим подданным. Государь, желая лучше узнать нужды и чаяния своего народа, иногда по ночам выходит на прогулки без охраны, присматривается и прислушивается к тому, что говорят о нем и его деяниях простые люди. Однажды, во время такого ночного путешествия, он встретил совершенно несчастную Аделину и ее друга Дерика, спешивших к ростовщику. После смерти своего отца, офицера армии Альберта, Аделина и ее мать терпели нужду. К тому же были жестоко обмануты бароном Тезелем. Барон решил овладеть Аделиной и для этого перекупил их долги, а также солгал, что ходатайствовал перед государем о судьбе несчастных женщин, но Альберт, якобы, в просьбе отказал. Не подозревая, что перед ними сам Государь, Аделина и Дерик без утайки рассказали незнакомцу о своих бедах. Альберт был взбешен и разгневан подобным поступком со стороны барона. Он решает помочь вдове с дочерью и наказать Тезеля. У драма — счастливый конец: зло наказано, добродетель вознаграждена. Прославляя Альберта, автор восхвалял в его лице всех царственных особ. Нет сомнения, что постановка драмы имела успех не только у простого зрителя, но и у лиц высокопоставленных.

И.А. Дмитревский. С портрета И.-Б. Лампи-младшего. 1780-е гг.


Из фондов СПбГТБ

10 июля 1822 года, по настоянию Российской Академии, в Большом (Каменном) театре был дан торжественный спектакль «Альберт Первый», средства от проведения которого были отданы родным Ивана Афанасьевича для установки памятника великому актеру, педагогу и замечательному драматургу.

«Любимую роль Дмитревского, — Альберта, — играл Брянский, и затем сочиненный кн. Шаховским для этого спектакля апофеоз "Новости на Парнасе, или Торжество муз". Конец его был чрезвычайно эффектен. Семенова, изображавшая Мельпомену, венчала бюст Дмитревского миртовым венком, а Дюр — Талия — положила к бюсту венок из незабудок».*

Текст драмы, отпечатанный в типографии И. Г. Рахманинова в 1788 году, хранится в фондах Театральной библиотеки.
Рышков В. Развитие русского театра // Бирюч Петроградский государственных театров. 1919. №11/12. С. 87.