пётр I
9 июня
1672 г.
9 июня 1672 года родился Петр I Алексеевич, прозванный Великим — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
Личность Петра Великого стоит в истории России особняком, так как ни среди современников, ни среди приемников и потомков не нашлось человека, который смог бы произвести такие глубокие изменения в государстве, настолько внедриться в историческую память русского народа, став при этом полулегендарной, но наиболее яркой ее страницей.

В области истории театра эпоха Петра I несравнима ни с каким предыдущим периодом. Царь Петр был первым, кто оценил театр как отличное средство пропаганды, агитации и воспитания зрителей. Интересно, что день рождения Петра I почти совпал с началом нового этапа развития театра. На шестой день после рождения царевича было объявлено, что царь Алексей Михайлович указал «учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Есфирь, и для того действа устроити хоромину вновь»* в селе Преображенском. Не жалея средств, строили театральное здание, украшали сцену, готовили костюмы, парики и прочие сценические принадлежности. Через четыре с половиной месяца все было готово, и на 17 октября назначили первое представление «Артаксерксова действа», как назвали эту первую пьесу.

Петра I. Литография с портрета Ж.-М. Натье. 1717 г.


Керамическая пластина «Первое сценическое представление при царе Алексее Михайловиче в 1672 г. в селе Преображенском». 1873 г.

При Петре I русскому театру предстояло стать общедоступным. Комедиальная храмина — первый театр в России для всех. Так назывался платный общедоступный театр петровского периода, возведённый в 1702 году прямо на Красной площади. Театр вмещал четыреста зрителей. Внутри здание было расписано червленой краской, убрано сукнами и освещалось свешивающимися с потолка люстрами.

Сцена находилась на возвышении и отделялась от публики брусом с перилами и занавесом. Перед занавесом помещались хор и музыканты. Темы представлений носили, как бы сейчас сказали, «политический характер». Их положительными героями были короли, полководцы, придворные вельможи. Актеры выступали в кафтанах, шитых мишурой и стеклярусом, в кружевных епанчах, в шляпах с перьями или в блестящих латах и жестяных коронах.

Трагические монологи и любовные сцены перемежались фарсом, который никогда не обходился без смешного слуги, то есть шута.
Цит. по: Вострышев М. И. Москва и Россия в эпоху Петра I. Москва. 2018.  С. 19. 
Более всего публике нравились в сценических постановках драки с щедрыми и звонкими ударами, переходящие за грань пристойности шутки и нежные мелодраматические монологи влюбленных. Публику на таких непристойных зрелищах, конечно, представляли не вельможи, а ремесленники, дворовые, солдаты, подьячие.
В московском Кремле. Художник А. М. Васнецов.
Но им вскоре надоело однообразие сюжетов и невразумительные слова, своим «высоким штилем» резко отличавшиеся от речи простолюдинов. Театральное дело шло все хуже...

Возможно, что причиной недовольства царя результатами своих театральных реформ стало то, что у него не было в этой сфере единомышленников, способных поддержать и развить его идеи. Петр I, обладавший отменным вкусом, по воспоминаниям министра Бассевича, пообещал даже награду за «трогательную пьесу» и «весёлый фарс без шутовства». К сожалению, его идеям не суждено было в ту пору воплотиться.

О первых театральных зданиях в России в XVII–XVIII вв. читайте в книге В. Н. Всеволодского-Гернгросса «Театральные здания в Москве и Санкт-Петербурге».

Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театральные здания в Москве и Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 2018. 166 с.


Указ «Об учреждении в Санкт-Петербурге публичного Российского театра»
9 июня
1775 г.

«Dura lex, sed lex»

(«Закон суров, но это — закон»)

Именной указ, объявленный генерал-полицмейстером № 13 993 от 9 июня 1775 года «Об учреждении в Санкт-Петербурге публичного Российского театра».

«Ея Императорское Величество высочайше изустно сего июня 9 дня указать соизволила: в здешнем городе сделать публичное русское комедиальное зрелище, как оное и прежде было, которое и производить в построенном для каруселя месте, и для представления оных построить театр, и комедиантов на­нять, и на всё то, равно же если потребно будет в каруселе починка, то и на починку деньги держать из наличных в полиции, подлежащих до Штатс-конторы доходов».*
Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1: (1649-1825). СПб., 1830. Т. 19: 1770-1774. №13993. С. 773.